Умчалась из Москвы в закат. Как велосипедистка в одиночку покорила Кольский полуостров

Автор: Елена Пьянкова

Укороченная версия статьи вышла на АиФ.ru 11.09.2020: «Тайга, медведи и собака Чика. Москвичка на велосипеде доехала до Заполярья». Это полная версия.

Татьяна Никульникова лишилась престижной работы в Москве прямо накануне пандемии коронавируса, но вместо поисков нового места отправилась в велотрип, о котором мечтала много лет.

Татьяне Никульниковой 35 лет. У неё пять велосипедов, муж Витя и чудесный кот Флоки породы нибелунг. А ещё год назад у Тани была высокооплачиваемая работа финансового аналитика в крупном международном холдинге. Но с работы она уволилась, потом случилась пандемия коронавируса, всеобщая самоизоляция, во время которой найти новое место трудоустройства оказалось сложно. И вот тогда Таня упаковала походные вещи в рюкзак, сдула пыль со своего велосипеда Orbea и (дождавшись, разумеется, ослабления пропускного режима) умчалась из Москвы в закат.

Случилось это 26 мая. За последние три месяца велосипедистка посетила Подмосковье, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области, Карелию и, наконец, добралась до Мурманска и побережья Баренцева моря.

Статистика путешествия по дням и километрам

От Москвы до самых окраин

До этого Татьяна уже совершила множество зарубежных велотрипов, в том числе по Намибии, Новой Зеландии, Австралии, Латинской Америке, Европе. Но все они были намного короче по времени — около месяца, на сколько позволял стандартный отпуск.

Длительное велопутешествие именно по России было давней мечтой. И вот доказательство — восемь лет назад, после возвращения из Европы, она сказала в интервью буквально следующее:

«В последнее время стала приходить мысль о том, что другие страны и народы я уже знаю лучше, чем свою родную страну, такую огромную и многополярную. Поэтому по России хочется путешествовать тоже, но непременно с размахом, «от Москвы до самых до окраин». Иначе ее не прочувствуешь».

Спустя столько лет мечта, наконец, осуществилась. И исполнить её помогло сразу три события, причём одно хуже другого. Во-первых, увольнение с работы. Во-вторых, пандемия коронавируса, которая отсрочила поиск нового места, третьим фактором стала длительная самоизоляция весной, после которой велосипедистка точно решила, что больше сидеть в четырёх стенах не намерена.

«То, что я в свободном плавании, нет постоянной работы, особо не напрягало, потому что была финансовая подушка безопасности. С другой стороны, было бы у меня меньше денег, я бы наверное тоже решилась. Судьба подбрасывает такие возможности нечасто. Надо их вовремя распознать и не упустить», — говорит Татьяна.

Простота жизни — в путешествии

Наш разговор с Татьяной состоялся уже в самом конце её пути, когда путешественница готовилась покорить финальную точку своего маршрута — мыс Немецкий на берегу Баренцева моря.

Елена Пьянкова: Итак, три месяца ты уже живёшь в режиме «не знаю, что будет завтра». Поделись впечатлениями?

Татьяна Никульникова: Как раз наоборот — я живу в режиме, когда знаю, что будет завтра. Когда у тебя есть цель, жить легко. Вот дорога, ты по ней едешь. Для меня это оказалось проще, чем жить в четырёх стенах в квартире в Балашихе. Там ты как раз не знаешь, чем себя занять. А в путешествии есть некая простота жизни: ты проснулся и едешь дальше. И меня даже немного пугает путь домой, потому что совсем не знаю, что же там ждёт. Психологически для меня сложнее вернуться, чем продолжить куда-то ехать.

— В одном из интервью ты говорила, что велосипед — это твоя свобода, когда можешь выбирать, куда ехать и когда ехать. С плюсами тут все понятно, а что с минусами? Приходится ли как-то расплачиваться за такую свободу?

Татьяна Никульникова: О да, главный минус — постоянный поиск ночлега. Каждый день приходится искать место, которое будет для тебя домом на одну ночь. И этот палаточный быт начинает немного угнетать. После одного-двух месяцев пути приближение вечера и темноты становятся стрессом. Надо искать, где остановиться. Либо в гостинице, а это расходы, либо в уже надоевшей палатке. Ещё минус — это усталость, так как каждый день испытываешь физические нагрузки. Еда не восполняет потерянные калории, очень быстро худеешь. Для кого-то может это и плюс, но для меня скорее минус. Потому что из-за этого меньше энергии, начинаешь медленнее ехать.

— Раньше ты ездила в основном в зарубежные велопутешествия, и вот наконец решилась на импортозамещение. Удалось ли прочувствовать Россию в этой поездке? Какая же она на вкус?

Татьяна Никульникова: Ожидания были хуже, чем реальность. Россия всегда казалась мне опасной и непозитивной страной. А люди, оказывается, не такие мрачные, как ты их представляешь, сидя дома. Новые встречи мне всегда давали такой эмоционально положительный заряд, чтобы продолжать дальнейший путь! Ну и, конечно, природа. Что Карелия, что Кольский полуостров. Да даже в центральной России можно найти интересные природные уголки. Причем на фото место может выглядеть одним образом, а когда приезжаешь на место — ощущения совсем другие. Как правило, лучше.

— Если сравнить твою поездку по России с опытом зарубежных путешествий — в чём отличия?

— Первое — это язык. Когда ты общаешься с местными жителями на их языке, можешь получить больше информации. Второе отличие — в чужой стране всегда можно испытать культурный шок, например от местных традиций. В России же для меня всё было предсказуемо. Третье — это инфраструктура. Как правило, в западных странах повсюду велодорожки, на проезжей части есть выделенные полосы, в России подобное — редкость. Также во время поездки на моём пути редко встречались гостиницы, особенно в Карелии, где отель может попасться один раз за 500 километров. Ну и четвёртое — это привычная еда. В России не было проблем с выбором продуктов в магазине, так как всё это уже знакомо.

Истории из путешествия от первого лица

1. Наводнение под Рузой

«Когда я ночевала в палатке под Рузой (Московская область), меня буквально затопило. Встала в лесу с палаткой. И в итоге целый день и всю ночь шёл дождь! Из-за этого не могла никак поехать дальше. Пришлось простоять там сутки, а когда проснулась утром, то поняла, что что-то не то — я лежала просто в луже воды. Когда открыла тент палатки, оказалось, что весь лес вокруг меня затоплен, буквально превратился в огромное озеро. Пришлось кружкой вычерпывать из палатки воду, как с тонущего корабля. В конце концов собрала все промокшие насквозь вещи, распихала по сумкам, доехала до ближайшей гостиницы, которая была в 60 км от того места, и там уже благополучно просушилась».

2. Приключения собаки Чики

«По пути из Карелии в Мурманскую область со мной приключилась история, достойная пера Джека Лондона.

Мне нужно было переплыть на пакрафте (туристическая надувная лодка) небольшой канал около дамбы местной ГЭС. Плыла я совсем недолго, а на другой стороне реки меня ждали две собаки, которые «подрабатывают охранниками» на этой станции. Старый пёс покрутился вокруг и убежал обратно, а молодая девчонка по кличке Чика с интересом наблюдала, как я сдуваю лодку. Все крутилась рядом, и выпросила-таки кусочек протеинового батончика. Поехала я дальше. Оглядываюсь, а собака бежит за мной. Я пыталась ее прогнать, пыталась ехать быстро — не отстаёт. Да и на такой дороге быстро ехать не получалось. Пять километров, десять… Я тогда подумала, что, может, поедет встречная машина, попрошу чтобы забрали собаку. Но машин не было ни одной.

Вечером остановилась на шикарной стоянке, по-видимому, оборудованной геологами. Накормила свою попутчицу гречкой с тушёнкой, а после ужина пошли с ней на озеро рыбачить. Я закидываю спиннинг, а Чика сидит рядом на берегу, предвкушает добычу. С собакой даже и как-то веселее, не так одиноко, хоть я кошек больше люблю. Но до Мурманска не могла её взять никак…

Среди ночи проснулась от лая. Какой-то дикий зверь пришёл, а Чика его отпугнула, спасла меня! Вместе с Чикой мы пересекли полярный круг, и в итоге она добежала со мной до Зареченска, который был в 50 км от места, где я впервые встретила собаку. Слава богу, в Зареченске нашлась девушка, у которой мама работает на ГЭС, позвонила ей по телефону и договорилась, что привезёт пса обратно. Там наши совместные приключения с Чикой закончились. Хотя, признаюсь, я даже немного скучала без неё, когда выдвинулась в путь одна».

3. Нашла родню, просто проезжая мимо

«Под Великим Новгородом среди болот есть такая деревня — Глухое Демидово. Оттуда родом была моя бабушка. Я думала, что там вообще может уже никто и не живёт. Но, проезжая мимо, всё же решила туда завернуть.

После войны населённый пункт был переименован в Приволье, но старое название говорит само за себя. Там тупик, дальше только топи. Бабушка уехала оттуда где-то в 60-х, но я мечтала побывать в Демидове и узнать, жива ли деревня, помнит ли кто из стариков бабу Наташу и её сестёр. Деревня оказалась большая и живее всех живых! Из стариков только баба Тоня 80-ти лет, но она моложе бабушки лет на 15 и не вспомнила её. Была ещё одна старушка старшее её, но та уже без памяти. Баба Тоня подсказала: «Так вон Егоровых дом, сходите к ним, они хорошие люди». Бабушка была Егорова, я пошла к потенциальной родне. Приняли хорошо, чаем напоили и всё искали в моих чертах лица сходство: «Ну точно родня!» В деревне я провела несколько часов и в итоге нашла своих дальних родственников!»

Почему не стоит бояться медведей

И всё же стоит помнить, что одиночное велопутешествие — это ещё и большой риск. Именно поэтому я задала следующий вопрос.

— Допустим, посреди жуткой разбитой лесовозами дороги что-то пойдет не так — сломается велосипед, а до цивилизации ехать ещё 100 км. Твои действия?

Татьяна Никульникова: Если поломка не очень серьёзная, то я всё починю сама. Не важно, сколько времени это займёт. Главное, что потом поеду дальше. Может, поеду медленнее, может, будет хуже, чем было до поломки, но всё равно нужно двигаться вперёд. Если поломка вообще не совместима с движением, то тогда это большое «попадалово». Тогда наверное просто поставлю палатку на обочине и буду ждать, когда кто-нибудь проедет мимо, чтобы попросить помощи, подбросить до цивилизации.

В этой поездке, к счастью, случались только мелкие происшествия — сломалась молния на сумке, вышла из строя газовая горелка. Ещё были проблемы с палаткой — сломались дуги, я их перемотала изолентой, и сама палатка начала протекать, пришлось заклеивать эти места армированным скотчем.

— Ещё одна гипотетическая ситуация, которую рисует воображение городского человека. Допустим, едешь ты на велосипеде в глухом лесу — справа медведь, а слева человек с ножом (возможно, грибник). В какую сторону ты бы ринулась и почему?

Татьяна Никульникова: Наверное, я бы ринулась в сторону медведя. Скорее всего, он меня испугается сам и убежит. А человек с ножом — непонятно, чего от него ждать. Может, он грибник, а может и нет. Как говорится, человек — самый страшный зверь. Чаще всего я боюсь больше людей, а не диких животных.

Отъезд

Таня уже вернулась с полуострова Рыбачий, и сейчас ей остаётся двигаться только в одном направлении — на Москву. Велосипедистка делает последний рывок — проезжает около 20 км от Мурманска до станции Выходной, из Мурманска поезда пока не ходят — железнодорожный мост через реку Кола, разрушенный в начале лета, всё ещё не восстановили.

На станции Таня грузит свой «дом на двух колёсах» в вагон и готовится отдыхать… недели две. А дальшё, по её признанию, вместе с мужем они собираются поехать в новое велопутешествие, на этот раз в Крым.

«Осторожно, двери закрываются!», поезд трогается и начинает путь на юг.

Сколько стоит такое путешествие?

Около 20 тысяч рублей в месяц.

Включено: продукты (8 тыс. рублей), около 4-5 ночёвок в гостиницах (10 тыс. рублей), 3-4 обеда в ресторанах в популярных туристических местах (2 тыс. рублей).

Не включено: велосипед, палатка, пакрафт, GPS-навигатор, сувениры.

Подробный рассказ о путешествии:

  1. Побег из Москвы немецким маршрутом
  2. По Новгородчине — родине предков
  3. Вдоль Ладоги
  4. Глухими карельскими дорогами
  5. По следам Элиаса Леннрота
  6. Многоликий Кольский
  7. На Рыбачий!

Оставьте комментарий