12 июля 2021
Путь в неизвестность
Итак, за деревней Койнас начинается Печорский тракт. Сейчас это трудно проходимая дорога в глухих таежных северных лесах, больше 200 километров болот и тайги, где давно уже никто не живет. Эту историческую дорогу сейчас даже на карте найти трудно. А когда-то это был путь, связывавший Архангельск с Печорой. Почтовый тракт пробили в 1893 году, возили по нему пушнину из Усть-Цильмы в Архангельск. Было 10 почтовых станций-изб. Я нашла ее несколько лет назад случайно, рассматривая старые карты. Но о возможности пройти было известно мало. Позже, когда я более детально изучала маршрут Глеба Травина, оказалось, что он там ехал. Летом 2020 года команда джиперов КЭП Маршрут прошла Печорский тракт на внедорожниках и сняла о нем качественный многосерийный фильм, благодаря которому стало понятно, чего ожидать. Много топких мест, много лебедки, но там, где проедет джип, проедет и велосипед, хотя и тактика прохождения может быть иной. То, что легко для джипа — трудно для велосипеда, и наоборот. Конечно, джиперские экспедиции ездили по нему и раньше, но толковых отчетов я не находила, а может быть плохо искала.
Примечательно то, что это самая северная дорога, соединяющая Архангельскую область и республику Коми. Севернее путей нет и никогда не было. Конечно, к северу от Печорского тракта был старинный поморский Пезский волок с Пезы на Цильму, но это скорее водный путь, того волока 10 километров. Можно попробовать пройти на пакрафте, но велосипед там не особо нужен. А тракт — это именно дорога. По дороге надо ехать. Глеб Травин проезжал по тракту зимой 1929 года, когда тот был ещё активно действующим. А после Травина достоверно неизвестно, проходил ли кто его на велосипеде. Возможно, что нет.
Я экономила силы, старалась ехать размеренно и не выматываться, хотя это было сложно на жаре и в окружении гнуса. Копила энергию к этому моменту истины. Думаю, что там пригодится весь мой накопленный за годы велотуристический опыт и потребуется концентрация всего имеющегося упорства. Прогноз по погоде на следующую неделю без дождей, так что это хороший шанс. Новая покрышка уже заказана в Усть-Цильму, так что удачи мне!




13-16 июля 2021
Прорыв до Фоминской
Дорога до Фоминской была очень тяжёлой. За Косомой тракт резко испортился, появились короткие болота и глубокие грязные колеи. Ехать было уже нельзя, только тащить велосипед, периодически его разгружая. От Косомской до Фоминской я шла 4 дня — 80 километров на пределе сил. Стояла относительно сухая погода, но помимо болотин было много завалов, которые я пропиливала складной садовой пилой. Густой заболоченный лес (тайбола) чередовался с сухими беломошниками. Прогоны по борам, где можно было ехать в седле, оказывались короткие, не больше нескольких километров. Под вечер заряжали дожди, высокая трава покрывалась водой, и я плыла по ней как по травяной реке, вбирая в себя всю сырость. В первые же дни стало понятно, что пройти тракт в историческом формате (от избы к избе с ночевками в них) уже невозможно. И не только физически, а еще и потому, что живых изб-то почти не осталось. Идешь и не знаешь, какая там изба впереди: рухнула уже или нет, можно ли в ней укрыться. Да и не всегда удавалось дойти до сухого места к закату, чтобы поставить лагерь. Белые ночи прошли, после десяти на тайгу опускались длинные северные сумерки. Лес очень густой и с подлеском, углубиться в него и найти ровную сухую поляну практически без шансов. Нужно идти до урочищ или разбивать палатку прямо на тракте.



















17-21 июля 2021
Вездеходчица
Вечером на Фоминской я услышала звук мотора. Сперва подумала, что моторка по Суле плывет, уж больно звук для машины нехарактерный. Выхожу из своей бани — а там трое рыбаков из Архангельска на вездеходе Шерп. Едут на Борковскую. Вот так встреча. Неизвестно, кто кому больше удивился. После совместного ужина решили, что довезут меня до Борковской, привязав велик на крышу. Я вообще не ожидала увидеть людей до самой Мылы, а тут целых трое. Еще полчаса назад я мечтала о горячей гречке, но внезапно из откуда-то взявшегося вездехода появились куботейнеры с разносолами, итальянскими колбасами и свежими овощами:
— Да ты не стесняйся, угощайся!
— Откормим хоть девку-то, а то совсем исхудала.
Мне было очень любопытно, как этот пепелац поедет по столь жестокой дороге. Да тракт тут уже и не дорога вовсе, так — направление. На Шерпе я никогда не ездила, да и вообще видела такое впервые, так что от предложения необычной подброски отказываться было глупо. Вездеход едет медленно, по болоту идет ровно и ковер не рвет, лежащие на земле деревья, которые доставляли мне много проблем, легко переезжает. А вот крутые и короткие подъемы для него все еще сложное препятствие, как и для меня. 50 километров от Фоминской до Борковской мы проехали часов за 14, не без приключений конечно. Сама бы я прошла это расстояние дня за два. Конечно, это было больше развлечение в очень приятной компании, но на самом деле и помощь мне оказали неоценимую. Ребята опытные и надежные, мы сразу нашли общий язык. Первый раз они прошли по всему тракту на внедорожниках еще в 2012-ом году и с тех пор почти каждый год ездят на Борковскую отдыхать. Это вообще была одна из самых знаковых и запоминающихся встреч за все путешествие. Из серии «так редко встречаешь своих», как в песне у БГ.
Поморы планировали стоять на Борковской три дня, а потом возвращаться в Архангельск. Мне три дня было многовато, и я настроилась было на два дня отдыха. Кормят, поят — круто, но нужно и честь знать! Но на третий день на Борковской погода резко испортилась, сильно похолодало и начались дожди. Так что пришлось задержаться еще и на третий день с самой плохой погодой, в надедже переждать до улучшения (но чуда не случилось). До обеда вообще лило, и мы полдня вчетвером держали большую палатку кают-компании по углам, чтобы ее не унесло порывами разыгравшегося ветра. А еще утром третьего дня мне на спутниковый трекер пришло сообщение от Вити, что он меня потерял, не получал моих сообщений двое суток, заподозлил неладное и потому вызвал МЧС. Сообщения я конечно все эти два дня отправляла, но они почему-то не доходили. К счастью, у рыбаков был спутниковый телефон, и я отзвонилась с него Вите. Оказалось, что вертолет с МЧС должен был вылетать на Борковскую уже через 40 минут на мое спасение, так что вовремя я дала отбой.
Метеостанцию Борковскую открыли в 1935 году, и она была одной из трех метеостанций, находящихся в европейском полюсе холода. Даже летом здесь могут резко наступить ночные заморозки, что и произошло перед самым отъездом. Метеостанция стала и основным узлом связи на той самой линии Архангельск — Нарьян-Мар, поваленные столбы которой тянутся вдоль тракта.














22-25 июля 2021
По болотам через Тиман
После прошедших дождей все стало совсем по-другому, на тракте налило очень много воды. Оставшиеся 80 километров от Борковской до первой со стороны Коми жилой деревни Мыла я прошла за 6 дней без дневок. Шла все время в вейдерсах, 5 из 6 дней практически постоянно шли дожди. По колено воды в колеях, многочисленные броды стали глубже, ручьи разлились и залили продолжительные участки тракта. Один ручей даже переплывала на пакрафте (Лиственничный после Фатеевской). Похолодание (до +9 днем) пришло надолго, а пару ночей даже были заморозки.
Практически сразу после Борковской дорога начинает набирать высоту до 300 мнум и пересекает Тиманский кряж — невысокий горный хребет, являющийся водоразделом реки Мезени и Печоры, Белого моря и Печорского. Он естественным образом разделяет Архангельскую область и Коми, хотя исторически все эти земли до самого Урала входили в Архангельскую губернию, никакой республики Коми не было до 1929 года. И первая появившаяся на моем пути речка, относящаяся уже к Печорскому бассейну на территории Коми — это Лиственничная Валса. Тракт то выходит к ней, то пересекает бродами, то отходит, но она все время где-то рядом.
Со стороны Коми появились и длинные болота, некоторые из них по километру и даже два. Не то чтобы местность сильно изменилась, скорее это так дорогу пробивали. Хотя и разница на той и этой стороне Тимана есть, атмосфера тут уже другая. Тракт стороили с двух концов одновременно, и где-то в районе Борковской он соединился. Со стороны Архангельска дорогу чистили в обход топких мест, старались прокладывать где посуше, она на карте даже выглядит более извилистой. А со стороны Коми пробивали напролом прямо по болотам, не разбирая рельефа, много гатили. Болота здесь верховые, трясины нет, но гати уже прогнили, да и болото есть болото. Фэт тащится более-менее, колеса не так проседают, особенно если давление стравить, травяной слой не режут. С обычными тонкими колесами было бы тяжко. Но все равно надо просматривать и проходить траекторию сперва ногами, а уже потом аккуратно тащить. Если попал в колею и засосало — то уже не вытащить, надо разгружаться и вытягивать. Технически очень сложный здесь маршрут, надо много думать головой, не спешить и зря не рисковать.
Конечно, были и чистые прогоны по борам, где реально едешь. Но их мало и они короткие, буквально пара-тройка километров. А потом снова обносы и таскалово, опять пропиливала завалы. Так что просто шла до ночи, не разбирая времени суток, до сухого места или до следующей избы. И так день за днем.
Где-то на третий от Борковской день произошла встреча с медведем. Довольно близкая и неожиданная. Медведь возник внезапно из зарослей буквально в 20-ти метрах от меня. Я его окликнула, и миша оказался не глухой — заметив меня, сразу драпанул в лес. Я ему вслед еще автоматически выпалила патрон сигнала охотника, хотя наверное не стоило его так жестоко пугать. Ну наконец-то настоящий медведь, а то все следы да кучки.
Со стороны Коми по тракту с зимы тоже никто не проезжал, так что он подзарос. Между колей повылезали осины и ёлки. В урочищах и низинах травы с человеческий рост, даже не видно куда идёшь.















26-28 июля 2021
Тракт пройден
После второго брода через Лиственничную Валсу вовсю пошли грибы. Повезло два раза переночевать в избах. Ночевать в них теплее и конечно комфотнее, отдыхаешь лучше и на следующий день появляются силы на дальнейший прорыв по болотам. Если до этого три дня подряд мне удавалось проходить по 10-15 километров, то от избы Бобрецова (Долгий Мост) до Фатеевской 20 километров я смогла пройти уже за один долгий день.
Когда ты один в тайге, какие только мысли не приходят в голову. Идет внутренняя духовная работа. Здесь появляется осознание некой первобытности, простоты и чистоты существования, когда ты изо дня в день просыпаешься, добываешь себе пищу, поддерживаешь свой организм в работоспособном состоянии и движешься при этом к своей цели. Все это пробуждает ощущение настоящей жизни. А любые трудности, которые приходится преодолевать, только усиливают это ощущение.
На Фатеевскую я возлагала большие надежды, планировала денек отдохнуть в избе, половить хариуса и привести в порядок мысли и тело. Еще надо было заклеить образовавшуюся в вейдерсах дырку. Тем более в избушке обнаружился целый холодильник с запасами еды. Кое-какие продукты у меня еще оставались, до Мылы бы я их легко растянула, но с таким-то холодильником можно позволить себе дневку! А на следующее утро пришел плохой прогноз — три дня дождей. Между Фатеевской и Мылой два самых длинных на тракте болота — одно длиной в километр, а второе больше двух. Впереди сложный участок, и надо скорее идти, пока эти болота окончательно не затопило. И это решение оказалось очень правильным. Потому что в Мылу я вышла уже под непрекращающимся ливнем. Семь километров шла почти семь часов по каким-то заросшим кочкам. Наконец все болота были позади.



















Большой Северный путь. 4 Печорский тракт: 2 комментария