Вялопутешествие по Потогонии. 12 Вот где кончается континент

14 декабря 2019

Эстанция Виамонте стоит на самом берегу Атлантики, но потом трасса от океана уходит, поворачивает в пампу и больше его не видно. Затем путь идет берегом реки Эван (Ewan). Этот участок был настолько скучный, что я его особо и не запомнила. А может быть впечатления притупляла боль в колене. Тогда я приподняла седло на пару сантиметров, чтобы крутить самым носком — известная временная мера при коленных болях. Немного помогло, но все эти хитрости только на один день. Впрочем, до Ушуайи осталось рукой подать — можно и потерпеть. Зато попутный ветер донес меня до самого городка Толуин (Tolhuin) всего за четыре часа, а это 70 км от эстанции Виамонте. Наконец-то цивилизация! 500 километров пампы позади.

Вдоль реки Эван
В булочной La Union. Наконец-то можно пообедать свежей выпечкой. И побольше, побольше!

В Толуине поливал дождь, и я спряталась в культовом месте — булочной La Union. Для такого маленького городка булочная просто великолепная! Огромный выбор пирожков и сладких пирожных. Глаза просто разбегаются. После сотен километров пустоты я попала в такую вкусную цивилизацию и чуть слюной не захлебнулась. Мне хотелось всего и побольше. Когда попадаешь в цивилизацию в плохую погоду, то уезжать из нее совершенно не хочется. До Ушуайи остается 100 километров, и я стала усиленно думать, проехать ли сегодня еще какое-то расстояние (и спать в мокрой холодной палатке), чтобы завтра поменьше ехать, или остаться на ночевку здесь в хостеле, а с утра пораньше выкрутить финальную сотку. Колено подсказало, что ради собственного здоровья грех не пользоваться подвернувшимися благами цивилизации, и поехала в хостел.

В булочной La Union есть бесплатный приют для велосипедистов, многие там останавливаются. Но условия довольно спартанские. А еще в Толуине есть очень классный хостел Kau Karskam, ориентированный на велотуристов. Он не особо дешевый, но зато атмосфера в нем такая, как будто ты попал в дом живого Санта Клауса. И хозяин сам похож на этого самого Санту. Сразу начинаешь думать, что Санта на самом деле не на северном полюсе живет, а на южном! Хозяин Эдуардо, кажется, скучал без посетителей, и я оказалась единственным постояльцем в этот вечер. Жены у него нет, он живет один в этом огромном доме и посвящает себя приему путешественников. Эдуардо угостил меня ужином: жареными баклажанами с рисом. За ужином мы немного поговорили о том о сем. Самым приятным моментом был горячий душ, так необходимый после шести дней среди пампы. Такой кайф! Колено я намазала на ночь всем, что у меня было, всякими фастумами и лошадиными убойными мазями. И вместе с теплом это помогло, к утру колено прошло.

В доме южного Санты
Эдуардо и его хостел Kau Karskam

15 декабря 2019

Ранним утром я распрощалась с Эдуардо и в половине девятого была уже на дороге. Толуин стоит на берегу живописного озера Фагнано (Fagnano), очень длинного, разрезающего остров фактически напополам. Трасса потом так и идет вдоль этого озера довольно долго. Из Толуина тоже можно выехать живописной гравийной дорожкой, идущей прямо по берегу этого озера. Светило солнце, вдали уже мелькали заснеженные горы, которых становилось все больше, чем ближе я была к Ушуайе. Утро было тихим и прекрасным, и меня даже не пугали 100 километров против встречного ветра и небольшой перевал Paso Garibaldi, лежащий впереди. Я хотела прожить этот последний день с наслаждением, без спешки и гонки, вкушая каждый километр и пропуская через себя каждый открывшийся взору пейзаж. Это был день прощания с Патагонией.

Чудесная гравийка идет из Толуина вдоль озера Фагнано
На берегах озера Фагнано

А быстро ехать и не получалось — ветер не давал скучать и как будто в унисон этим моим мыслям сдерживал: «Некуда спешить, Ушуайя подождет». На этих широтах темнеет около половины 11-го вечера, так что ехать можно долго. И я ехала. Пейзажи здесь очень похожи на Норвегию. Но наслаждаться видами становилось все сложнее из-за уплотняющегося трафика. Проехав половину (~50 км), я остановилась в странном ресторане на берегу озера, где аргентинцы сидели целыми семьями и ели сочную жареную баранину. Сегодня воскресенье, и это повод для семейного выезда в странный ресторан. У меня аж слюна потекла. Но когда я попросила меню, мне сказали, что баранины нет, поэтому пришлось взять чизкейк и кофе. Еще со вчерашнего дня у меня остались сладости из булочной, поэтому обед перед перевалом состоял из обилия сладких углеводов.

Живописные болота
Трасса номер 3 идет от самого Буэнос-Айреса до Ушуайи. Но это для мотоциклистов номерные трассы имеют значение, для велотуризма они совсем не подходят

Перевал Гарибальди — последнее препятствие перед самым южным городом мира. Но перевал на самом деле довольно символический, высота его всего 450 метров, дорога на него заходит очень плавно и поднимается над живописнейшим озером Эскондидо (Escondido). На подъеме попадается множество видовых точек, и на одной из них, очень красивой, черт дернул меня поставить фотоаппарат на штатив. Его конечно же сдуло порывом ветра, и теперь у меня больше нет фотоаппарата. Вернее есть только тушка с заклинивающей кнопкой спуска, но нет штатного объектива. От удара он раскололся пополам на две отдельные части. Хорошо, что это произошло в последний день, но я все равно ужасно расстроилась. Такая подлянка, ведь мне предстоит еще лететь в Новую Зеландию через несколько дней.

Дорога на перевал Гарибальди
Эта панорама снята уже экшнкамерой, в этом чудесном месте фотоаппарат и сыграл в ящик
В объезд трассы через перевал есть гравийная дорога, по ней я ехать не рискнула — ну очень крутые подъемы
Теперь приходится творчески изголяться с помощью оставшегося телевика…
Перевал Гарибальди

На перевале я встретила велотуриста-аргентинца. Очень веселый и открытый парень, видно, что совсем бедный. Снаряжение у него было самое простое, какие-то самошивные сумки, палатка, замотанная в мусорный пакет, армейские ботинки. Но позитивного настроя и энергии в нем было столько, что понимаешь: для путешествий не нужно быть богатым. Очень правильный и жизнеутверждающий настрой настоящего авантюриста и романтика. Он доехал сюда из Буэнос-Айреса почти совсем без денег, ночуя по знакомым, рефьюхио и в палатке. Я на его фоне со своими ортлибами и гортексами выгляжу как нафаршированная европейская туристка, хоть и слегка потрепанная. Аргентинцам не занимать жизнелюбия, они не зациклены на деньгах и просто радуются всему, что имеют. У них есть, чему поучиться. В отличие от более скаредных чилийцев, явно ориентирующихся на США в своем культурном развитии и мировоззрении. Уж чилиец свою копейку никогда не упустит. Аргентинец угостил меня и апельсинкой, и печеньем, и вообще чуть не отдал все, что у него было. Я его тоже угостила сладостями, оставшимися от булочной Толуина. Очень приятная получилась встреча, и меня ситуация с разбитым фотоаппаратом окончательно отпустила. На этом мы и распрощались.

Paso Garibaldi, спуск к Ушуайе

На другой стороне перевала климат стал резко холоднее. Ветер в разы усилился, температура мгновенно упала градусов до трех, и даже на спуске ветер давал такое мощное сопротивление, бросал меня как хотел из стороны в сторону. Чувствуешь на собственной шкуре, как сильно горы задерживают антарктические ветра, дующие из пролива Бигля. Но именно перевал Гарибальди и дорога после него показались мне самыми красивыми. Там появляется большой и волшебный лес, суровые горы обступают со всех сторон, возникает множество романтичных вариантов для ночевки, а внизу долина реки представляет собой шикарную красную тундру. Так жаль, что у меня больше нет фотоаппарата с широким углом, чтобы запечатлеть все эти удивительные просторы.

Здесь трафик усилился. Люди ехали куда-то стремительным потоком, одна машина за другой, как в Москве в час пик, только что пробок не было. Этот поток вместе с холодным ветром стали меня жутко утомлять, и последние километров 20 или 30 я только думала о том, как бы скорее доехать до города, а не о красивых видах.

Чем ближе к Ушуайе, тем круче виды и плотнее трафик. Всем туда надо

Ушуайя не давалась просто. В городе ветер стал таким сильным, что последние 5 километров вдоль пролива Бигля на закате я шла уже пешком, толкая велосипед с усилием впереди себя. Ветер буквально вырывал его из рук. Я шла по гравийной обочине, и песок с обочины выдувало из-под колес прямо в глаза. А там вдалеке оранжевый закат над проливом освещал огромные корабли в порту… Гигантские круизные лайнеры, отправляющиеся в Антарктиду, контейнеровозы и исследовательские суда.

Такой я впервые увидела Ушуайу на закате дня. Уже темнеет, ведь широта всего 54 градуса, полярного дня здесь фактически нет

Да, здесь покруче, чем на краю Аляски. Первые впечатления от Ушуайи оказались очень сильные. Это огромный живой город, растянувшийся на многие километры, в нем кипит разнообразная жизнь. И в то же время эти суровые горы, окружающие его всех сторон, и безжалостный пролив Бигла создают жесткие условия для жизни. До хостела я добралась только к десяти и сразу решила отметить свое прибытие в Ушуайю прощальным, финальным ужином в ресторане, специализирующимся на королевских крабах. Это завтра будет покупка сувениров, прогулка по городу, отправка открыток домой из самого южного города мира, последнее фото у того-самого-знака и финальные 6 километров борьбы с ветром до аэропорта. А сейчас я дико устала от этого путешествия и хочу спать!

16 декабря 2019

Ну вот и все, конец дороги, Fin del Mundo. Ехать дальше больше некуда! На самом деле дорога еще продолжается 20 километров на запад в сторону национального парка Тьерра дель Фуэго, и уже там обрывается на берегу пролива Бигля. В национальном парке есть, чем себя занять: доступны пешие треки, да и можно просто долго сидеть и мечтать о дальних странствиях, о покорении Антарктиды. Ведь к югу остаются лишь небольшие острова архипелага и 1000 километров до ледяного континента. Из Ушуайи последние полвека стартуют многие антарктические экспедиции, город на них специализируется. К сожалению, времени на национальный парк и походы по горам у меня уже не остается — сегодня самолет в Буэнос-Айрес. Но есть небольшая надежда, что когда-нибудь я вернусь сюда, чтобы открыть для себя новый континент. Последний, на котором я еще не бывала.

Впереди долгие перелеты через Буэнос-Айрес и возвращение домой. А буквально через два дня я улетаю на другой конец земли, чтобы продолжить свои большие велосипедные каникулы. Обратно в южное полушарие — в Новую Зеландию.

Тот-самый-знак

Прощальный взгляд на Ушуайю из аэропорта