Энрико Тоти. 30 000 километров без одной ноги

Энрико Тоти 1916 год

Если вам доведётся поездить по Италии — от Рима до Калабрии, проезжая через большие и малые города, вы неизбежно найдёте там улицы с одинаковым названием — Via Enrico Toti.

Именем этого человека названо множество улиц в итальянских населённых пунктах. В том числе в родном для Энрико Риме. Имя Тоти носит ещё и класс итальянских подводных лодок. В таком аспекте оно обычно и находится в поисковиках. Но, следует признать, за пределами Италии личность Энрико Тоти фактически никому не известна. Должно быть, из-за того, что во времена Муссолини он был превращен в один из символов фашистской пропаганды.

Памятник Тоти на месте Шестой битвы при Изонцо

Тем не менее, Тоти — национальный герой Италии. В памяти большинства итальянцев он остался солдатом Первой мировой войны. Мы же постараемся рассказать об этом необыкновенном человеке, как об одном из величайших велосипедистов, когда-либо рождавшихся на земле.

Тоти родился в Риме 20 августа 1882 года. Время, в которое ему довелось жить, было эпохой выдающихся велосипедных путешествий. На их фоне Тоти мог бы показаться лишь одним из множества велотуристов, если бы не одно обстоятельство. Все свои путешествия — в общей сложности более 30 000 километров по Европе, России и Африке — он совершил при помощи единственной ноги. Вторая была ампутирована по бедро еще в 1908 году…

Тоти после возвращения из первого велосипедного путешествия и его маршрут. 1912 г.

Энрико был сыном простого железнодорожника. Его детство прошло в римском районе Сан-Джованни. Близкие вспоминали, что мальчик был неугомонным. Уже в детстве он стремился к путешествиям, чем немало беспокоил родителей.

Мальчик частенько прогуливал уроки в школе и исчезал в неизвестном направлении. Однажды его отыскали в компании цыган, с которыми он уже готов был начать странствие по миру. Семья вернула его домой и некоторое время терпела выходки непослушного сына. Но родители всё-таки согласились отпустить Энрико, когда тот, в четырнадцатилетнем возрасте записался юнгой на флот.

Энрико получил прекрасную выучку моряка на военном крейсере «Эторе Ферамоска». Но молодому человеку очень быстро надоела военная дисциплина и монотонная жизнь на борту. Воспользовавшись оказией, он переводится на другой корабль — «Эммануэле Филиберто» и принимает участие в карательной операции против арабских пиратов в Красном море.

Крейсер «Эторе Ферамоска»

Семнадцатилетний Тоти — уже опытный матрос и умелый электрик. Молодой человек восполняет недостаток образования чтением, находит в себе талант карикатуриста и художника.

Незаметно пролетают долгие одиннадцать лет флотской службы. Так бы и был Энрико матросом на военных судах, если бы не внезапная смерть его единственного старшего брата в 1905 году. Престарелые отец и мать остаются одни. Энрико принимает решение вернуться домой и помогать семье. Демобилизовавшись, в 1907 году благодаря связям отца он устраивается работать на железную дорогу кочегаром.

Энрико Тоти — матрос военно-морского флота Италии, 1900-е гг.

Казалось бы, у Энрико всё налаживается. Оплачиваемая работа, отменное здоровье (молодой человек активно занимался плаванием, увлёкся велосипедным спортом) — родители не могли нарадоваться на повзрослевшего и ставшего более серьёзным сына. Но трагический случай, произошедший 2 марта 1908 года круто изменил жизнь отставного моряка.

В этот день машинист, с которым работал Энрико, допустил трагическую ошибку. Поезд дёрнулся, снялся с тормоза и колеса состава раздробили левую ногу Тоти. Изувеченную конечность пришлось ампутировать практически полностью. Всё, на что мог рассчитывать Энрико, в мгновение ока превратившийся из здорового, полного сил мужчины в калеку — небольшая пенсия.

Э.Тоти 1910 г.

В подобной ситуации люди легко ломаются. Но не таков был непоседливый итальянский искатель приключений. Еще в госпитале он начинает разрабатывать новый бизнес — мастерскую игрушек. Собрав вокруг себя самых бедных подростков, в том числе тех, кто оказался в госпитале для бедных, или получил увечья, Энрико даёт им работу. Мастерская начинает приносить небольшие деньги. По крайней мере, семья Энрико не голодает.

Вчерашний моряк был прекрасным пловцом. Не смотря на потерю ноги, он продолжает тренировать тело и дух. Известен факт того, что Энрико завоевал серебряную медаль на городском состязании, без труда переплыв Тибр и опередив большинство атлетов на двух ногах! Таким образом, Тоти можно считать одним из первых паролимпийцев на земле!

Тоти в одним из своих изобретений 1909 г?

Талантливый художник, Энрико зарабатывает на хлеб рисованием. Удивительно, что подобно своему великому земляку Леонардо он оставил после себя удивительные изобретения, патенты на которые получил в 1908-1911 годах: автоматические шоры, падающие на глаза лошади и усмиряющие её; защитную щетку для очистки велосипедной цепи; воротник и манжеты для ношения без запонок и т.п.

Тоти в момент отправления в первое велосипедное путешествие 2 октября 1911 г.

Особое место в сохранении у Энрико Тоти интереса к жизни сыграл велосипед. Еще до трагической аварии он увлёкся велоспортом и много времени проводил на дорогах в окрестностях Рима. Тоти сам собрал свой первый велосипед. Потеряв ногу, он модернизирует новую раму, приспосабливая велосипед для поездок одноногого седока.

Согласитесь, езда на велосипеде для человека, у которого нога ампутирована фактически полностью — занятие чрезвычайно сложное! Но именно двухколёсный друг помогает Тоти не остаться на всю жизнь прикованным к одному и тому же месту. Благодаря настойчивости и изнурительным тренировкам ему удается, избавившись от костылей, кататься на велосипеде.

Велосипед и личные вещи Энрико Тоти в музее Рима

И Энрико преуспел в этом занятии. Он носился на двух колёсах со скоростью и ловкостью, которой могли бы позавидовать здоровые гонщики. Тоти бросает вызов другим спортсменам на треке, принимает участие в гонках. Быть первым у него, конечно, не получалось. Слишком тяжело было одной ногой развивать скорость, способную привести к победе.

«Ну, что же, — подводит итог Тоти, — не могу ехать быстро, значит, нужно ехать далеко!» И он принимает решение осуществить мечту детства, побывать в разных странах, совершив путешествие на велосипеде.

2 октября 1911 года в окружении небольшой толпы Энрико Тоти покинул Рим с намерением объехать на двух колёсах весь мир.

?

Четыре года спустя, в письме, адресованном военному министру генералу Эмануэле Филиберто, Тоти так описывает своё путешествие:

«… Я отправился путешествовать по Европе на велосипеде и изучать ее народы, и с тех пор я всегда мечтал увидеть Италию великой и процветающей. Я пересек всю Францию, Бельгию, Голландию, Германию, Данию, Швецию и Норвегию. Я достиг Полярного круга, где жил некоторое время вместе с эскимосами Лапландии. Оттуда я поехал в Финляндию, затем в Россию и из Петрограда, пересекая бесчисленные степи, я добрался до Москвы. Я пересек территорию Турции, Польши, Австрии, пока не вернулся в Рим к своей семье в 1912 году. «

В общей сложности за 9 месяцев пути Энрико преодолел почти 29 тысяч километров! И это с одной ногой, по горам и снегу, без какой -либо значительной финансовой помощи!

Энрико Тоти 1915 -16 гг.

Естественно, Тотти часть пути проехал на поездах. Но даже с учётом этого ему приходилось делать около ста километров ежедневно.

Были в его пути и задержки. Например, больше месяца велосипедист провел в Стокгольме. Продолжать путь ему мешал снег и гололёд. Так же нужны были деньги. Тоти давал уроки итальянского и подрабатывал карикатуристом в небольшом театре.

Он пишет домой: «… Я приходил на Штайнштрассe, падая по дороге более двадцати раз. Но это были лёгкие падения, ведь на снегу я не мог пораниться. Я вставал и снова шел дальше.»

Когда Энрико пересёк Северный полярный круг, на три дня он оказался блокирован снежной бурей. Полуживого, с обмороженными пальцами, его нашли саамы. Аборигены выходили путешественника и он остался с ними до весны, после чего смог продолжить путешествие, направившись на юг, в Финляндию.

Э. Тоти 1915 ?

В июне Тоти успешно возвращается домой. Но теперь он понял главное — путешествие на велосипеде с одной ногой возможно! У него появилась цель — продолжить своё приключение и обогнуть земной шар.

Через шесть месяцев одноногий велосипедист снова садится в седло. На этот раз он намеревается покорить Африканский континент.

Из писем, которые Энрико отсылал семье во время путешествия мы узнаём, что после прибытия в Александрию он пересёк Египет, проехав вдоль Нила. Ему удалось въехать в Судан и продвинуться на юг.

Тем не менее, британские власти задерживают Тоти и запрещают ему продолжать путь в одиночку через пустыню без сопровождения и помощи каравана. Похожая проблема возникнет спустя пятнадцать лет у польского велопутешественника Казимежа Новака, о котором мы уже писали.

«У меня есть револьвер! — восклицает Энрико, — и, если нужно, я могу купить винтовку! Я способен себя защитить!».

Необходимость нанять охрану (чего требовали британцы) сама по себе не могла заставить неистового итальянца отказаться от планов пересечь Африку с севера на юг. Проблема была в другом — на это были нужны пусть не очень большие, но деньги. А денег у Энрико как раз и не было. Он попытался прорваться через английские посты силой, но в результате англичане принудительно высылают одноногого путешественника в Каир.

Афиша выступления Э. Тоти

В Каире Тоти пытается поправить своё финансовое положение, выступая в театре «Маргарита». Тем не менее, ему пришлось отказаться от планов по продолжению маршрута — британские власти так и не выдали путешественнику разрешение на пересечение Судана.

В начале 1914 года Тоти возвращается в Рим. Спустя несколько месяцев начинается Первая мировая война. О кругосветном путешествии пришлось забыть. Чтобы свести концы с концами Энрико занимается столярным ремеслом. А после того, как в 1915 году Италия вступает в войну, он пытается попасть на фронт.

Энрико Тоти в шляпе берсальера 1916 г.

Тоти обращается к военному министру с просьбой о его назначении в армию. Трижды получив отказ, он пишет генералу снова, настаивая на своих спортивных навыках и заявляя, что готов выполнять любую работу, даже скромную.

«Я прошу зачислить меня добровольцем. — пишет Тоти, — Я готов помогать солдатам, которые сражаются, любым способом. Я могу приносить почту, воду, боеприпасы, служить курьером, или делать все, что прикажут. Я силен, могу пойти куда угодно. Если вы позволите мне пойти на фронт, я смогу сражаться, как любой другой солдат. Ничего, что у меня нет ноги, она мне сейчас не нужна, я все равно все сделаю. …

Не говорите мне «нет», пожалуйста. Отправьте меня на передовую, не пожалеете, я свой долг исполню. Не удивляйтесь, глядя на меня, не осуждайте меня: какое вам дело, что у меня нет ноги? Я могу ползать, как змея. Я могу пройти незамеченным через заграждения, делать то, что другие солдаты не могут… Я терплю голод и жажду, я не боюсь опасности.»

Э.Тоти 1915

Получив очередной отказ о зачислении в армию, Энрико садится на велосипед и едет в район боевых действий. Летом 1915 года итальянцы ожесточённо сражались с австро-венгерскими войсками на итало-австрийской границе. В этих боях принимала участие особая часть итальянской армии — 3-й велосипедный батальон стрелков-берсальеров. Стать одним из них было выше всяких мечтаний одноногого чемпиона. Но судьба распорядилась иначе.

Тоти сумел добраться в расположение итальянских частей возле Червиньяно-дель-Фриули. Майор, который задавал Энрико вопросы, не может устоять перед своим пылом, он чувствует себя обязанным пренебречь правилами. «Ладно, останься с нами, Тоти», — улыбается майор, приказывает отдать хромому котелок и выделить ему место в блиндаже, где живут дежурные офицеры.

Велосипедисты-берcальеры 1917 г.

Тоти берётся за всё: помогает парикмахерам и шорникам, поварам и портным, сапожникам и плотникам. Вскоре он начинает знакомиться с местностью, садится на свой велосипед и совершает рейды между позициями, вступает в контакт с солдатами, возвращается с письмами для отправки и поручениями.

Он заезжает в полевые госпитали, он подбадривает раненых, которые умоляют его вернуться. И Тоти появляется каждое утро с газетами, сигаретами, шоколадом и канцелярскими принадлежностями.

Разнося на велосипеде приказы из сектора в сектор, он помогал солдатам, в основном неграмотным, писать письма домой и читать газеты, которые приходили на фронт.

Энрико Тоти среди берсальеров 1916 г.
(Photo by DeAgostini/Getty Images)

В Червиньяно Тоти долго ждал на площади проезда герцога Аосты, командующего Третьей армией. Ему удалось поговорить с генералом. Он умоляет его принять его в качестве волонтера. И впечатлённый патриотизмом и отвагой Энрике герцог уступает его просьбе. Он приказывает зачислить Тоти в качестве гражданского добровольца, без присвоения воинского звания в велосипедный батальон берсальеров!

Открытка

В январе 1916 года Тоти явился в окопах к майору Париде Раззини, командиру 3-го велосипедного батальона берсальеров. Приказ командующего был ясен, но командир и другие берсальеры встретили одноногого добровольца скептично. Майор посмотрел на Энрике и под смех солдат сказал: «Сынок, у тебя нет левой ноги, а у моих берсальеров их пока две. Ты же даже через эту двухметровую траншею не перешагнешь!»

В ответ Тоти отбросил костыль и шагнул к самому широкому месту в окопах: «Три метра хватит?» — спросил он и легко перепрыгнул на другую сторону, не потеряв равновесия.

После этого случая берсальеры скрепя сердце приняли странного солдата в свои ряды. А когда прошло несколько недель, уже настолько привыкли к Энрике, что считали его своим.

В апреле 1916 года командир батальона вручил Энрике петлицы со звездами и знаменитую шляпу берсальера с плюмажем из петушиных перьев. Хотя официально Тоти оставался гражданским, командир вручил ему знаки различия, провозгласив «настоящим солдатом».

Агитационный плакат, прообразом которого стал Тоти. 1918 г.

6 августа перед батальоном стояла задача атаковать 85-ю высоту над городком Монфальконе. Тоти хотел быть в строю и пошел в атаку вместе со всеми. Под дождем батальон добрался до последних домов Монфальконе. Оставив велосипеды, берсальеры с ручными гранатами и боеприпасами начали подъем на высоту. Под ураганным огнём австро-венгров половина солдат была убита или ранена. Тоти оказался ранен трижды. По рассказам очевидцев, умирая, он бросил свой костыль в сторону врага, воскликнув: «Да здравствует Италия! Да здравствуют берсальеры!»

Обложка журнала «Ла Доменика» изображающая подвиг Тоти

Рассказ о гибели Тоти стал одной из легенд, передававшейся из уст уста простыми солдатами до конца войны. О его подвиге говорили все. В конце августа король Италии посметрно наградил Энрике Тоти Золотой медалью воинской доблести. Это единственный случай, когда этой награды был удостоен гражданский.

В октябре итальянская газета la Domenica del Corriere опубликовала иллюстрацию момента гибели Тоти авторства Акилле Бельтраме. Этот рисунок стал символом героического жеста, сделанного Тоти. Памятник Тоти на вилле Боргезе в Риме был открыт в июне 1922 года королем Виктором Эммануилом III. С тех пор одноногий велосипедист Энрико Тоти почитается, как национальный герой Италии.

Современная коллекционная фигурка, изображающая Энрико

На этом заканчивается невероятная история патриота, путешественника, спортсмена и героя Энрико Тоти. Став жертвой кровопролитной войны, он не дожил до своего тридцать четвёртого дня рождения всего несколько дней…

Виктор Попов

По материалам сайтов:

esercito.difesa.it

reddit.com

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s