
В наши дни в среде двухколёсных туристов всё большую популярность получает использование пакрафта. И это неспроста — лёгкая складная лодка, которую можно взять с собой в путешествие, расширяет возможности и открывает новые горизонты. С ней можно не только форсировать реки, преграждающие путь, но и совершать достаточно продолжительные сплавы и путешествия. Причём, даже вдоль морских побережий и по большим озёрам. Многие современные путешественники отваживаются на такие приключения. Небезопасно, конечно — слишком мелкое и хрупкое судёнышко несёт гребца по волнам стихий. Но очень заманчиво, ведь пакрафт весом три — четыре килограмма позволяет погрузить на себя велосипед и багаж вместе с довольно тяжелым велосипедистом.

Лично мне не довелось испытать свои силы в пакрафтинге. А вот перед Таней в очередной раз снимаю шляпу. Она успешно использовала пакрафт в велосипедном путешествии через Новую Зеландию, где плыла вдоль морского побережья, сокращая участок пути. А полгода спустя с пакрафтом на багажнике велосипеда совершила одиночное путешествие из Москвы в Мурманск, активно используя лодку для форсирования карельских рек и плавания по озёрам.

Изучая материалы о велосипедных путешественниках прошлого, я нет-нет да и задавался мыслью о том, кто был первым «велопакрафтером». И в начале был уверен, что судьба этого человека выходит за хронологические рамки моих изысканий. Но вот со старой фотографии на меня впервые взглянуло его чисто выбритое лицо. Лицо человека, бывшего, возможно, первым велопутешественником, отправившимся в путь с лодкой на багажнике.

Звали этого человека Бернхард Грюгор. Немецкий путешественник родился и жил в Весфалии, в Мюнстере. О нём сложно найти какую-либо подробную информацию. Русскому читателю и исследователю пока недоступна единственная его книга«Со складной лодкой и велосипедом из Германии в Африку», изданная в далёком 1930 году. Тем не менее, замечательная история Бернхарда предстаёт перед нами во всей своей цельности. Ещё бы! Ведь история эта весьма мотивирующая. «Эй, лайтпакеры: кто из вас сегодня сможет такое повторить? :)» — восклицает один из немецких поклонников Грюгора.

Скажем сразу — повторить было бы интересно. Ибо были у этого путешествия некоторые «спортивные» нюансы. Началось всё с обычного спора за кружкой вкусного швабского пива. Во все времена велосипедисты были горячими ребятами, для которых проехать какой-либо сложный маршрут на спор было делом чести. У Грюгора, опытного и тренированного велосипедиста возникли прения о том, можно ли совершить велопробег из Германии в Африку, не пользуясь никаким транспортом, кроме собственной мускульной силы. «Без проблем!» — заявил Бернхард. И — заключил пари, по условиям которого обязался в течение двух с половиной месяцев доехать на велосипеде до Африканского континента и вернуться обратно, не используя при этом никакого «самодвижущегося» транспорта.

Энтузиазм Бернхарда подогревался некой суммой, на которую было заключено пари. Он снарядил в путь свой велосипед, захватив с собой лишь самое необходимое. Главным элементом багажа путешественника стала складная лёгкая лодка. Разумеется, надувные лодки в то время уже существовали. Они активно использовались даже в полярных экспедициях уже в начале XIX столетия.

Еще в 1820 -40 гг. была разработана надувная спасательная лодка весом всего 5 килограмм! Её автором был британский морской лейтенант Питер Халкетт. Будучи участником полярных исследований в канадской Арктике, Халкетт загорелся идеей создания легкого и функционального снаряжения, способного выдержать экстремальные условия. Его идеи достаточно любопытны даже для нашего времени. К примеру, Халкеттом была изобретена разборная надувная лодка из ткани, пропитанной резиной. Разобранную лодку можно было надеть в качестве плаща, вёсла и парус использовать как трость и зонт соответственно. Тем не менее, его изобретение было забыто — офицеру так и не удалось убедить чиновников Британского Адмиралтейства в целесообразности внедрения своих изобретений и они были надолго забыты.
В эпоху, когда жил Бернхард Грюгор надувные лодки уже активно применялись в армии и на флоте. Ими были оснащены самолёты и корабли. Грюгор, скорее всего, использовал спасательную лодку производства немецкой фирмы «Мове», в которой непромокаемая брезентовая обшивка поддерживалась на плаву жестким рулём и шпангоутами. Руль, вёсла и шпангоуты путешественник укрепил на раме велосипеда. Остальной багаж составил меньшую часть его груза.

Итак, в путь! Весной 1927 года, стартовав в родном Мюнстере, велосипедист отправился в Майнц. Далее он пересекает округ Берн-Мительланд, доезжает до французского Безансона. Здесь Бернхард пересаживается на лодку, пакует на неё велосипед и сплавляется вниз по реке Ду, а затем по Роне до Арля.
В Арле Грюгор вновь из сплавщика превращается в велосипедиста. Впереди у него сотни километров езды по живописному южному побережью Франции и Испании до Барселоны и Таррагоны. Затем — поворот в центр Пиренейского полуострова. Путешественник посещает Сарагосу, Мадрид и достигает Лиссабона. Передохнув, отправляется на юг, заезжая в Севилью и достигает Гибралтара. Не смотря на сжатые условиями пари сроки, спортивный немец явно нацелен еще и на посещение туристических достопримечательностей! Объехав вокруг Гибралтара, Бернхард приступает к самому впечатляющему этапу своего путешествия. Снова собрав лодку, он пересекает на веслах Гибралтарский пролив — 20 километров пути к Африканскому континенту дались путешественнику с большим трудом.

И вот — цель достигнута! Бернхард Грюгор, светловолосый парень из Вестфалии, добрался до Испанского Марокко только при помощи собственных рук и ног!
Путешественник продолжает путь по северному африканскому побережью до Алжира. Здесь он садится на пароход, что предусматривали условия пари и успешно прибывает в Марсель.
Теперь остаётся всего ничего: от Марселя, уже на велосипеде с ветерком Грюгор долетает до Парижа. А из столицы Франции через Реймс, Мец и Дюссельдорф возвращается домой.
Вся поездка заняла два с половиной месяца. Пари было выиграно. Грюгор доказал, что был прав, став, вольно или невольно пионером среди велотуристов-пакрафтеров. Были ли у него другие путешествия и как сложилась его судьба, неизвестно. Германия стояла на пороге перемен, которые перемешали людские судьбы, на долгие годы похоронив память о многих достойных событиях истории, среди которых оказалось и путешествие Бернхарда Грюгора.
Виктор Попов