Загадочная Шкиперия. 2 В национальном парке Дайти

29 апреля 2019

Пасмурное зябкое утро перечеркнуло вчерашнюю солнечную погоду в Тиране и определило тон всего нашего дальнейшего путешествия. Ну мы ведь уже в горах, хоть и высота здесь еще небольшая, около 450 метров. В то утро мы еще думали, что стоит перемахнуть горы, погода в межсезонье в которых всегда непредсказуемая, спуститься с высот за тысячу метров, и мы вновь окажемся в южном раю! Тогда мы еще не знали, что этот май на Балканах будет самым холодным за последние десятилетия.

В албанском маршруте мы проложили трек по горным дорогам на территории национального парка Дайти. Не ожидали только, что горы окажутся настолько дикими и безлюдными. Дорога весьма живописная, вполне проходимая и всячески стоящая того, чтобы по ней ехать. Я не нашел сведений об этой дороге, но она явно историческая — это видно по остаткам мостов через ручьи, по признакам инженерных решений, которые к этому пути применили когда-то. В общем, это был настоящий аутентичный путь к высокогорному Охридскому озеру.

Вдоль реки Lumi Erzenit

День предстоял сложный. Мы ехали все время вверх пока еще по тихому асфальту, но что ждет впереди, совсем не догадывались. Мы знали только то, что нужно подняться на высоту около 1600 метров, но какие там дороги и есть ли они вообще в реальности, было неизвестно. Гугл знает дорогу до Bizë, а дальше информация на разных картах расходится. На какой-то была обозначена пунктирная тропа, на большой бумажной карте дорог дальше не было вообще. Больше всего мы боялись, что в какой-то момент дорога превратится в пешую каменистую тропу и станет практически непроезжей.

До деревни Vёrri протянулся шикарный асфальт в долине живописной реки. Вдоль пути попадались пустующие кафе и рестораны. Но для кого они здесь? Потоков туристов нет совсем, редко проезжала какая местная машина. Может быть еще не сезон, только летом появятся туристы с рюкзаками, ведь в национальном парке много треккинговых маршрутов. Все выглядит новым, были ли эти кафе здесь в прошлом году? Скорее всего Албания еще только готовит инфраструктуру к предстоящему туристическому сезону.

Старый мост на явно древней дороге

В Vёrri есть деревенский магазин, там мы докупили сосисок и немного сока. За деревней дорога пошла резко вверх, а асфальт пропал. Дорога невероятно резко ухудшилась и превратилась в обычную каменистую горную. В какой-то момент Витя понял, что потерял свою бандану. То ли она сама выпала у магазина, то ли дети стащили, пока мы ходили туда. Чем выше мы тащили велосипеды и чем ниже оставалась деревня, тем прекраснее были виды и тем девственней природа. На склонах появился ароматный сосновый лес, отовсюду выступали белые скалы, а главное возникло то ощущение оторванности от цивилизации, вкус свободы и одиночества, которые и ищешь всегда в таких путешествиях. За весь день мимо нас проехала только одна машина.

Дорога через деревню Vёrri уводит все выше и выше в горы
Деревня остается внизу
Здесь проходит какой-то пешеходный маршрут. Передвигаться и правда лучше пешком
Чем мы и занимались больший остаток дня
Открываются приятные виды
Появляются сосновые леса на склонах
И скалы причудливой формы

Преодолев небольшой локальный перевал, стирая тормоза и норовя упасть на камнях, мы спустились в сказочную горную долину. В одном из склонов виднелась заброшенная шахта, а где-то неподалеку была обозначена пещера Валит. Я сперва подумала, что эта шахта и есть пещера, но нет, пещера должна быть где-то дальше. К пещере вела тропа-ответвление от основной дороги, вдоль небольшой реки. Поиск пещеры Валит стал для нас настоящим маленьким приключением! Да и вся эта долина была как из сказки о Белоснежке и семи гномах.

Спускаемся в сказочную долину

Мы аккуратно сползли по тропе по левому берегу реки и уперлись в мостик. По левому берегу тропа дальше уходила к заброшенным шахтерским постройкам, а за мостом она едва угадывалась и быстро терялась. Но пещера на карте находится на правом берегу, и Витя логично предложил перейти мост. Мы оставили велосипеды и пошли пешком по склону траверсом, ведь на велосипеде там уже не проедешь. На склоне то и дело попадались заброшенные штольни. Я пролезла через крапиву в одну из тех, что была не заколочена досками, а там внутри оказался бункер! Внутри штольни соорудили закрытое со всех сторон бетонное помещение с крошечным входом, через который я туда и попала.

Путь к пещере Валит
Дорога к заброшенному руднику осталась слева от реки, а мы поднимаемся по правому склону траверсом
Заброшенная штольня-бункер

Рудник перестал работать пару десятилетий назад. Что здесь добывали? Не знаю. Но долина вполне себе гномья. Чем-то напоминает Норвегию — суровые горы и нетронутая природа. Погода примерно такая же — градусов 10 и ощущение тундры вокруг. Еще раз ловлю себя на мысли, насколько сложно в современном мире встретить природу, которая, скажем так, перевешивает вмешательство в окружающий пейзаж человека. Среднерусская полоса — не то. В Мещере такого не почувствуешь. Наверное из-за того, что в любой момент может подкатить к этой природе тачка с пузатым мужиком, вооруженным шашлыком-ружьем-пилой. И будет разрушена в миг. Но в нашей долине человек выглядит муравьём под увеличительным стеклом неба. Это — вершины гор, место, где обитают духи и небо встречается с землёй. Тут пузатый мужик не задержится: нет здесь места его шашлыку и водке. Здесь — царство тишины и ветра.

Так что же насчет пещеры? Мы не теряли надежду ее найти и продолжали идти вперед по осыпающемуся склону. И вот наконец взору открылась она! Челюсть у меня так и отвисла. Не зря шли. Пещера оказалась поистине огромной, из нее вытекала та самая река, вдоль которой мы все это время шли. Вот это да, пещера так пещера! Даже страшно туда к ней было спускаться. Внутрь мы не полезли, воды там было предостаточно, да и камни крупные, острые. Мне в этом месте так понравилось, что не хотелось даже уходить.

Пещера Валит напоминает пасть великана
Скалы вокруг пещеры тоже впечатляют
Обратно тем же путем
Руины шахтерских построек

В конце сказочной долины стоит деревня Bizë. Поселение заброшенное, дома все порушены, видимо это и был шахтерский поселок. Рядом развернулась база НАТО, какие-то полустационарные казармы или ангары. Я сперва даже боялась ехать туда, думала вдруг военные нас развернут, может заехали мы в какое секретное место. Но база оказалась пустая, сразу отлегло.

База НАТО в долине
Дома давно покинуты

База НАТО оказалась обозначена на моей гарминовской карте. Никакого секрета в ее существовании не было. Карты я залил не простые OSM, а топо, с хорошей сеткой высот. Правда, по непонятной причине Гармин в этой поездке начал «глючить». В какой-то произвольный момент, (как я подозреваю, при пересечении границы района или города), прибор попросту начинал отключаться. При включении проработает несколько секунд, поймает спутник, и сразу же отключается. Ничего не помогало — ни сброс в заводские настройки, ни перезагрузка. Карта и трек были записаны на карте памяти. «Вот ведь — думал я, — хорошо, что мы вдвоём и у Тани есть второй навигатор, а у меня — бумажная пятикилометровка. Если бы я был в горах один и вдруг накрылся Гармин, пришлось бы помучаться». К слову сказать, я смог вылечить эту проблему — вставил карточку от Гармина в телефон, переписал на внутреннюю память карты и трек, отформатировал карточку и снова записал туда карту. Помогло. Но ещё несколько раз в этой поездке навигатор в самый неподходящий момент переставал работать.

Витя предлагал заночевать прямо в долине, но эта база меня немного напрягала, и я все-таки настояла на том, чтобы проехать немного дальше. Гравийка пошла на новый виток подъема, но хуже не стала – по ней можно прекрасно ехать! Зато вокруг теперь совершенно сырой и абсолютно негостеприимный лес. Пожелтевшие листья, все вокруг такое пожухлое, ощущение поздней осени в воздухе, пар идет изо рта. Чувствую, эта ночь будет холодной. Не мудрено, ведь поднялись уже на высоту 1400. Палатку ставим прямо у дороги на ровной полянке. Места глухие, все равно тут никто не ездит. К вечеру в палатке 6 градусов, а за бортом около нуля и гуляет холодный ветер. Баллон горит плохо, но удалось приготовить какой-то ужин.

Утром сделала кадр места ночевки во время получасового прояснения. Место ничем не примечательное

Погода портилась. Ощутимо похолодало. Из мая мы попали сначала в сентябрь, а потом и в октябрь! Самым разумным решением было бы остаться ночевать в теплой долине, покинутой шахтёрами. Но Таня наотрез отказалась. Оно и понятно — километраж наш был не слишком большим, нам нужно было пройти еще километров 20, что мы вполне успевали до темноты. Но где разбить лагерь? Каких-либо очевидных ориентиров на карте я не видел. За долиной начинались новые горы, рельеф был сложно предсказуемым. Тем не менее, мы решили двигаться дальше и положиться на удачу.

Дорога по-прежнему была живописной, но мы стали набирать высоту и вершины, которые нас окружали, так и сочились сыростью. По обе стороны дороги, невидимые в глухих зарослях, прятались сырые ущелья, просто притягивавшие к себе туман. Начинало темнеть. Накрапывал дождь, то и дело на витках дороги нас продувал пронзительный холодный ветер. Я увидел, что Таня начала отставать, совсем выбившись из сил. Заметив ровную поляну на обочине дороги, на небольшом возвышении, решили встать прямо тут. Оказалось — правильно. Высота 1500. Ночью шел дождь, подтопивший и дорогу и обочину. Но наш холмик остался относительно сухим. Утром оказалось, что мы ночевали практически на самой вершине — через несколько сот метров был перевал.

30 апреля 2019

Ночью прошел дождь с бурей, спать было прохладно. Хорошо, что я взяла теплый пуховый спальник. А вот теплой одежды как-то мало — не ожидала ведь, что будет прям настолько холодно. Ну ничего, прорвемся! Пока собирались, в небе появился небольшой обнадеживающий просвет, но он нас жестоко обманул. Натягиваем на себя почти всю теплую одежду и отправляемся дальше в неизвестность.

Сыпет мелкая белая крупа: то ли снег, то ли мелкий град. Руки начинают отмерзать. Витя идет ва-банк и поддевает последнюю тяжелую артиллерию – пуховик. А я оставляю его в резерве как единственную сухую теплую одежду. Трясусь, но ничего, закаляться надо!

Потом мы встретили егерей на большом черном джипе. Они нам обрадовались и показали видео, которое только что засняли на телефон: по дороге от машины убегает небольшой медведь. Никакого запугивания и нагнетания опасности, все очень мирно. Мужички дружелюбные, спросили откуда мы и посоветовали съездить на какое-то очень красивое озеро тут неподалеку. Хоть озеро в наши планы не входило, мы поблагодарили егерей и поехали дальше. Удивительная разница менталитетов: если бы все это происходило в Иордании, то арабы нам не только бы не посоветовали ехать на какое-то дикое озеро, а еще бы и кричали, что вокруг опасно, мы сумасшедшие и не подвезти ли нас до ближайшей цивилизации. Больше до самой деревни Sebisht мы не встретили ни одной машины и ни одного человека.

Прекрасная дорога по высокогорью

Дорога тем не менее продолжает нас радовать! Я представляла ее намного хуже, а оказалось — шикарная укатанная лесная гравийка. Дорога вилась над горами, открывая все новые и новые виды на долины и ущелья, заснеженные верхушки гор. Временами идет мелкий дождь, все вокруг сырое, со склонов стекают ручьи, которые мы проезжаем, даже не слезая с велосипедов. На дороге я еще не раз видела медвежьи следы и помет, а еще зафоткала редкую ящерицу – огненную саламандру.

Огненная саламандра — ядовитая ящерица, обитающая на Балканах

Здесь в горах еще совсем ранняя весна: много сухих листьев, почки еще только распускаются. Но пожелтевшие пейзажи вокруг создают настроение осени, такого позднего сырого октября. Мы ужасно замерзли, но радуемся окружающей действительности как дети. Как же здесь хорошо!

Радость наша закончилась, когда настал спуск в горную деревню Sebisht. Это вторая жилая деревня на нашем пути за два дня. Дорога-спуск стала совсем плохая – камни такие крупные, что ехать по ней совершенно невозможно. И тут хлынул такой дождь, что буквально за полчаса мы промокли насквозь и в таком жалком виде вползли в деревню.

Чтобы попасть в деревню, нужно опять отдавать высоту. Закон гор

Дорога на спуске стала такой тряской, что я не смогла ехать и пошла пешком. Под ливнем это было то еще извращение

Спускаюсь к началу деревни и тут дождь заканчивается. Проглядывает солнце. Я полностью мокрый, замёрзший, но удовлетворённый удачным спуском. Таня совсем отстала на острых и скользких камнях. Мне пришлось ждать ее, укрываясь от ливня под каким-то жалким кустом. Вторая остановка у начала деревни. Здесь, как и в других, порой самых неожиданных местах Албании мирно приткнулись два бункера, а вернее, ДОТа. На крыше одного из них я расстелил промокшую куртку, ловя лучи солнца.

В крохотной деревеньке, зажатой между горами, казалось бы не может быть никакого сервиса. Но мы к своему удивлению обнаружили там целое кафе! Добрый хозяин раскочегарил буржуйку и приготовил для нас вкуснейший обед из всего, что у него было: яичницу с овечьим сыром, холодную фасоль, овощной салат и налил нам по рюмке албанского коньяка и чашке кофе. За все это мы заплатили 1500 лет (около 700 рублей). Удивительно, как они с Витей понимали друг друга, ведь он не говорил по-английски, а Витя по-албански. Какое-то время мы провели в теплом помещении и пытались немного просушить вещи у буржуйки. Конечно за такое короткое время высушить ничего не удалось, а Витя еще и обнаружил большую прожженную дыру на своем пуховике, из которой клочьями вываливался пух.

Выездом из деревни служил гигантский крутой серпантин. Может он и не был таким уж гигантским, но в тот момент мне таковым показался. Мы тащили туда велосипеды из последних сил, обед незаметно сгорел в топке организма как щепка в огромном костре. Я готова была уже поставить палатку прямо на этом серпантине. Опять мы будем ночевать в горах не в низине, а на самых высотах.

Зловещий серпантин
Мне в тот момент было совсем не весело…

Добравшись до конца подъема, проезжаем еще немного дальше. Начинает заметно темнеть, а впереди через пару километров еще одна деревня, которую проехать уже не успеваем. Витя ныряет в кусты на обочине и выходит довольный – нашел поляну. Следом иду смотреть поляну я. Протискиваюсь сквозь полосу придорожных кустов и просто офигеваю: взору открывается почти отвесный пустынный склон. Ну не отвесный, но градусов 45 точно! «И где же ты там увидел поляну?»

Тут видно только предпоследний виток серпантина, а на последнем я стою с фотоаппаратом

Скоро совсем сядет солнце, а здесь вокруг все такое – никаких ровных мест вокруг просто нет! Балканские горы они такие сильно пересеченные. Ну что ж, выбрали место поровнее и как-то воткнули туда палатку промеж кустов. «Поляна» под диким уклоном. Это место мы назвали «кустыня»: под нами лысый обрыв, а сверху у дороги чуть-чуть кустов, хорошо маскирующих нас.

Снежок лежит на вершине. Я удивилась: тут и высоты вроде не большие, не больше 2000

Так мы сегодня вымотались оба, что даже не стали готовить ужин. Витя заклеивает изолентой дырку в пуховике – вся палатка внутри в пуху. Выпили горячего чаю с печеньем. Всю ночь я скатывалась вниз в спальнике и часто просыпалась от того, что ноги упираются в стенку палатку с каким-то диким напряжением, готовые ее прорвать. Проснулась с головой посередине палатки и совсем не выспалась. Ночью опять прошел сильный дождь.

Кустыня. Никогда бы не поставила палатку в таком месте! Но такова жизнь…