Перевалами Пелопоннеса. 6 Самый древний стадион

10 мая 2018

Утром мы продолжили свой путь к храму Аполлона в Бассах. Пейзажи вокруг настолько завораживающие, что я совсем не удивляюсь, почему древние греки построили храм в таком труднодоступном, удаленном и малонаселенном месте на высоте 1200 метров. Кажется, что это самая большая высота в этой части Пелопоннеса, а значит и самое близкое к небу место.

Вот вдалеке показался большой белый шатер – это купол, которым накрыт храм для консервации. Если бы этого купола не было, было бы намного лучше. Храм огромный, стоит на вершине горы и путник видит его величественные колонны издалека, со всех ведущих к нему дорог. Так задумывал архитектор. Но в наше время эта красота скрыта от глаз путешественников под шатром, и оценить величие можно только попав непосредственно внутрь.

Храм Аполлона полностью вырван из пейзажа. И это самое печальное в его истории. Когда вместо стройных античных колонн видишь на фоне гармоничных, атмосферных горных вершин нечто брезентовое, напоминающее то ли походный шатер Наполеона, то ли штаб маршала Жукова, «глаза сворачиваются в трубочку». Остов храма затянут гигантской палаткой, защищающей его от воздействия окружающей среды и осадков. Выглядит ужасно, сам храм приходится осматривать в тесном пространстве, оторванном от окружающего. От этого он кажется пещерой, а вовсе не устремлённым в небо гимном Апполону. Но учёные утверждают, что такая защита – единственно возможная, чтобы оградить, по крайней мере, на данном этапе, мрамор храма от отравленной химией атмосферы и агрессивных дождей. Хотя здесь, на высоте полутора километров, воздух чист и природа не тронута рукой человека.

Масштабы храма не берет даже широкоугольный объектив

Храм Аполлона в Бассах – это один из наиболее хорошо сохранившихся характерных древнегреческих храмов. Монументальная и гениальная постройка, это единственный в мире древнегреческий храм, у которого сохранилась также и внутренняя часть, а не только обрамляющая внешняя колоннада. Отсутствует в нем только крыша и фриз, который в 19-ом веке археологи вывезли в Британский музей. Даже афинский Парфенон утратил свою внутреннюю часть.

Во внутренней части храма находились статуи богов, в частности Аполлона
Не перестаю удивляться технологической «продвинутости» древних греков…

Мы заходим под купол палатки и понимаем, насколько храм большой. Уместить его целиком в объектив совершенно невозможно, как и охватить взором. Эта поистине циклопическая постройка, возведенная теми же титанами и «Гераклами», что строили Тиринф и могилу царя Леонида в Спарте. Подобные древние сооружения вызывают у меня жуткое волнение и осознание того, насколько древний мир отличался о нашего и как многого мы не знаем о той цивилизации. Обсуждаем с Витей, что лучше бы храм поставить под стеклянный колпак, ведь зимой снега здесь почти не бывает, а впечатление было бы намного лучше.

Теперь нам предстояло спуститься с гор. Трудности позади, и осталась самая легкая часть пути – вниз к морю. Мы летели с горы, но вскоре поняли, что нас опять преследует гроза – Зевс разозлился. А грозы в этих греческих горах такие яркие и незабываемые. Но как же приятно ехать вниз, совсем не крутя педали, что даже дождь совершенно не портит этого долгожданного кайфа. А спуск здесь не настолько крутой, чтобы нужно было постоянно жать на тормоза. Это один из таких спусков, которые приносят радость и наслаждение от свободного полета.

Идеальный спуск
Андрицена раскинулась на склоне

Когда выкатились из тучи, в голове вновь освободилось место для мыслей о сочном гиросе. Уже несколько дней эти мысли периодически преследуют то Витю, то меня. Мы спустились в небольшую деревню Андрицена и спрятались под козырьком на крыльце заброшенного гастронома. Хотя мы уже знали, что в деревнях нет таверн, сельские греки в них не обедают и вообще днем у них сиеста, никакой еды нет и быть не может, все равно надежды и мысли о гиросе разъедали мозг. Мы спустились еще ниже, в деревню под названием Каллифея и выдвинулись на поиски гироса. В первой забегаловке в табачном дыму сидели хмурые пьяные мужики. В меню под картинкой пьяницы были перечислены различные виды алкоголя и табака. Мы удивлялись: как эти деревенские мужики могут сидеть и пить тут часами без всякой закуски! Второе заведение – кофейня. Здесь дают только кофе и лимонад. И опять никакой еды. Тут уже сидят какие-нибудь женщины с детьми и тихонечко потягивают фраппе за своими женскими разговорами. Берем фраппе и мы, перекусываем чем-то своим и снова в путь.

А дальше нам предстояло сделать выбор. Дорог на Пелопоннесе очень много, и всегда есть несколько вариантов, как доехать в то или иное место. Мы могли продолжить движение в Олимпию по горам, вновь забраться на 200-метровые холмы, удлинить и усложнить удовольствие. Или спуститься к слиянию двух рек, Альфиос Потамос и Эримантос, и продолжить по долине Альфиос Потамос. Мы выбрали короткий путь по долине.

Вновь не ищем легких (скучных) путей!

Я уже поняла из опыта моста для трубы, которую подсунул нам Гармин на второй день, что если хочешь приключений, то поставь в навигаторе опцию «кратчайший путь» и «избегать автомагистралей». И вот снова навигатор ведет нас крутой каменистой тропой куда-то резко вниз к реке. Я там часто шла пешком, выжимая тормоза у едущего рядом велосипеда.

Много кактусов было на этих грунтовых дорожках
Спускаемся к реке. А на другом ее берегу идет грозовой фронт — нам туда
Слияние двух рек — Альфиос Потамос и Эримантос

А на другом берегу за мостом нас уже поджидала очередная гроза. Теперь мы выкатывали велики вверх в такой же крутой подъем, каким был спуск, только теперь под сильным дождем. Этот подъем отнял у нас много моральных сил. Мы двигались вместе с грозовой тучей, ведь стоило только переждать дождь под каким-нибудь раскидистым деревом, как через несколько километров мы снова оказывались под этой тучей и опять принимали душ. Странный тут климат. Неудивительно, что в этой части полуострова уже не попадаются апельсиновые плантации, а все больше оливковые рощи и сосновые леса.

В Олимпии находится Олимпийский комитет. А где же еще ему быть?

И вот, подъемы и дождь закончились, и мы вышли на прямую как стрела дорогу, ведущую прямиком в ту самую древнюю Олимпию. Когда-то здесь была железная дорога, а теперь вместо рельсов положили асфальт. Железнодорожное сообщение существует ныне только от Пиргоса до Олимпии — курсирует подобие рельсового автобуса для туристов. А за Олимпией самый настоящий рейтрейл (хотя в Греции и нет такого явления), очень широкий и огороженный от машин кирпичом и бетонной плитой с другого конца. Десяток километров абсолютного счастья привел нас прямиком к самому старому в мире олимпийскому стадиону. Но все древности оставим на завтра. На месте мы находим недорогую гостиницу, ужинаем в настоящем греческом семейном ресторане, ведь завтра последний день путешествия на велосипеде.

Настоящий греческий салат
И другие национальные блюда для голодных велосипедистов: мусака, сыр саганаки и гирос!

11 мая 2018

С завтраком нам сегодня не сильно повезло. Гостиница его не предоставляла, а вчерашний недорогой ресторанчик оказался закрыт в столь ранний час. Пришлось завтракать в дорогом туристическом кафе. А когда мы возвращались в гостиницу, чтобы сделать чек-аут, увидели за столиком в уличном кафе нашего старого знакомого – Хенка. Он наконец докрутил до Олимпии. Посидели и немного пообщались с ним, обменялись впечатлениями о пройденном пути и поделились планами. Для нас с Витей трип закончится завтра, а у Хэнка еще почти все лето впереди, чтобы добраться до своей Голландии.

Главная улица Олимпии скоро наполнится туристами

Поскольку остался у нас всего один день, выбор как его провести был небольшой: либо крутить 100 километров до Патры, либо расслабиться, превратиться в пеших туристов, посмотреть древнюю Олимпию с чувством, толком и расстановкой, а после обеда неспешно доехать 20 километров до Пиргоса и завершить путешествие там. Выкручивать сто километров по горочкам не очень-то хотелось ни мне, ни Вите, поэтому решено было остановиться на втором варианте. Оставив вещи и велосипеды в холле гостиницы, мы надели все самое цивильное, что у нас было (а были это чистые футболки), и отправились на изучение античного города с самым древним стадионом.

Олимпия – место широко известное и крайне туристическое. Каждый автобусный тур, будь то это греческие школьники или английские пенсионеры, заезжает на парковку этого музея под открытым небом. Я бродила по каменным руинам с любопытством, но без большого энтузиазма. Начинаю уставать от античных развалин. Но осознание того, что я нахожусь в каком-то очень важном месте, в котором многие десятки веков бурлила жизнь и сменялся ее уклад, не дает заскучать.

Олимпия – место знаковое не только для Греции, но и для всего мира. Олимпиада – один из главных архетипов современной человеческой цивилизации. Правда, сегодня увлечение спортом, скорее, основано на политическом соперничестве, налет неоязычества здесь совсем неочевиден. В старину же Олимпиады были мероприятием глубоко мистическим, посвящённым богам. А начиналось всё из тихого городка в долине между гор, на реках Алфей и Кладеон, которые запрудил Геракл, чтобы вымыть грязь из Авгиевых конюшен.

А вот все, что осталось от храма Зевса в Олимпии. Именно здесь находилось одно из Семи чудес света — огромная статуя Зевса, воздвигнутая в V-ом веке до нашей эры
На руинах храма Зевса. Статуя Зевса была создана известным скульптором Фидием из слоновой кости, камня и золота. Высота статуи составляла от 12 до 17 метров!

Сегодня здесь очень мило. Город невелик и совершенно провинциален. На окраине раскинулась огромная территория олимпийского святилища, с руинами множества храмов, обломками колонн, остовами гимнасия, бассейнами и многими другими объектами. И мы долго бродили между античных развалин, уничтоженных землетрясениями и руками крестьян, искавших дешевые стройматериалы.

Вход на самый древний стадион

Олимпия запомнилась нам и странным, не похожим на современные стадионом — самым древним в мире. Здесь никогда не было трибун. Зрители сидели на травянистых склонах чашеобразного гигантского углубления.

«Попозируй». Стадион совсем невелик, но здесь состязались и в беге, и в метании дисков
Бюст победителя Олимпийских игр
Круглый храм

В Олимпии мы посетили великолепный археологический музей. Земля богов и героев хранит в себе десятки тысяч артефактов минувших эпох: огромные кратеры и амфоры, статуэтки и лампы. Археологи заботливо собрали и смонтировали остатки фризов, украшавших разрушенный землетрясением храм Зевса Олимпийского. Колонны этого циклопического здания, похожие на расколотые шахматные ладьи, лежат сегодня на земле. Несколько лет назад одна из колонн была восстановлена в первозданном виде.

В тихих, несмотря на обилие туристов залах музея мы впервые ярко ощутили присутствие классической эллинистической культуры, которую искали с первого дня пребывания на Пелопоннесе.

Один из фризов храма Зевса Олимпийского, восстановленный волшебными руками реставраторов

После обеда мы продолжили путь в Пиргос. Покидать тихие и уютные горные дороги мне ужасно не хотелось, но путешествие увы подходило к своему концу.