Перевалами Пелопоннеса. 1 Бегство из Афин — газ взрывается

В мае 2018 года мы с Витей вдвоем совершили познавательно-отдыхательную поездку в поисках Древней Греции по острову Пелопоннес на своих верных двухколесных конях. Древностей в Греции сохранилось меньше, чем мы ожидали, а горы оказались несколько злее, что привело к более скромному километражу, чем планировалось. План максимум был обогнуть весь остров и вернуться в Коринф — точку, из которой мы фактически начали свое путешествие. План минимум — закончить в Патре. В итоге за две недели мы не доехали и до Патры, а закончили в Пиргосе, проехав всего лишь около 600 километров. Но все равно остались очень довольны насыщенными приключениями и полученными впечатлениями. Греция прекрасна! А о том, как это было, сейчас расскажем. Информации о Греции в интернете очень много, поэтому сразу сконцентрируемся на том, что с нами происходило, на необычных встречах, новых открытиях, трудностях и как всегда приключениях. Как и всегда, текст Вити выделен синим цветом, а Тани — черным.

Маршрут нашего путешествия по Греции (28 апреля — 13 мая 2018)

Статистика путешествия по дням

28 апреля 2018

Наступил судьбоносный миг! Через двадцать лет после окончания обучения на историческом факультете я, наконец, увижу Афины! Центр греческой цивилизации, величие средиземноморской культуры, столетия человеческой истории — след, оставленный греками на планете Земля глубок и отчётлив. Весь последний год в Москве я был окружен греками. Я работал в греческой компании, ядро которой составляли хозяин-грек и его сыновья. Они активно изучали русский язык, но постоянно говорили в моем присутствии по-гречески. Я узнал, что такое фрапе и как греки пьют кофе по утрам. Понял, зачем нужно запивать кофе простой холодной водой, постигнув так же массу иных нюансов из греческого этикета и традиций. Одновременно я оказался морально подготовлен к тем особенностям греческого менталитета, с которыми иностранцы, как правило, сталкиваются не часто. Одним словом, велопутешествие по Греции, о котором мы с Таней подумывали уже пару лет, логически проистекало из всего, происходившего со мной в 2017 году.

В Афины мы прилетели поздно, в 11-ом часу вечера. Поскольку спешили на последний поезд метро в город, то велики в метро затащили прямо в чехлах, несобранные. А собирали их наспех уже на станции «Синтагма» в центре Афин. Правда не до конца, поставили только передние колеса, а петух с задним переключателем ставить не стали. Все для экономии времени, чтобы поскорее заселиться в гостиницу и спать. В общим катили велики пешком, только чтобы вещи на себе до гостиницы не тащить. Гостиница находилась недалеко от станции «Синтагма». Это район посольств и различных госучереждений, в полночь на улице было какое-то невероятное количество полиции и военных. Буквально возле каждого здания они стояли с автоматами и в бронежилетах. Видимо, не все так спокойно в Афинах. Видели часовых в юбках и характерных ботинках с помпонами.

Афины

На Афины у нас было совсем немного времени. Ночлег в отеле, утренние закупки и электричка в Коринф. Тем не менее, я рассчитывал успеть сбегать на Акрополь. Первоначально Таня была согласна взять закупки на себя и встретиться со мной позднее. Вышло, как всегда, по-другому. Следует заметить, что Таня бывала раньше в Афинах и поднималась на акрополис. Но любви с городом у неё не получилось. В метро у Тани вытащили мобильник и кошелёк, древности не произвели особенного впечатления. Город оказался грязным и наполненным эмигрантами. Обо всём этом я много раз слышал от Тани. Думаю, что во многом она заранее настраивалась на негатив. К сожалению, обстоятельства поспособствовали этому.

В Афинском метрополитене провозим велосипеды без проблем. Здесь предусмотрены специальные багажные полки и есть место для байков. Я где-то читал, что афинские велосипедисты долгое время добивались принятия правила о свободном провозе велосипедов в общественном транспорте. И добились своего. Это то, чего так не хватает жителям Москвы и Минска. Единственной сложностью остаётся перетягивание гружёных велосипедов по монументальным подземным лестницам, на которых нет даже таких убогих пандусов, которые предусмотрены в Москве. Зато греки оборудовали метрополитен лифтами, значительно облегающими провоз груза в подземке.

Выходим на станции с приятным уху названием «Синтагма». Уже сумерки. Несколько местных дедов висят на бордюре с пивком. Народу довольно много — рядом центр города и президентская резиденция, возле которой, кстати, утром мы увидим знаменитый караул гвардейцев — «эвзонов» в башмаках — «царухах» с помпонами. Легенда гласит, что греческие крестьяне-партизаны прятали в украшавших обувь клочьях овечьей шерсти острые лезвия, которыми резали турок. Но на раздумья о традициях братского народа нет времени. Мы спешим добраться до нашего отеля. Называется он «Zappion». Чем ближе мы приближаемся к точке на экране навигатора, тем меньше энтузиазма у нас вызывает район, в котором мы оказались. Вроде бы, центр недалеко, но переулки грязные, то и дело, мелькает невдалеке подозрительная фигура, коты ревут на мусорных баках.

Так наши велосипеды ночевали рядом с гостиниецей «Zappion». Колеса мы сняли сами и утащили в номер

Однако в гостиницу нас с великами не пустили. Мы пытались уговорить деда, сидящего на ресепшене, чтобы он позволил затащить велосипеды внутрь. Оставлять их на улице крайне не хотелось, и мы отчаянно пытались договориться оставить их в холле. Раньше я бывала в Афинах и город этот мне сразу не понравился: он кишит иммигрантами, наркоманами и ворами. В 2012-ом году у меня в метро украли из рюкзака кошелек и мобильник, только чудом я тогда добралась до Москвы без денег. Я также слышала, что и велики воруют. Но дед на ресепшене оказался каким-то инфантильным, по-английски он говорил плохо, позвонил кому-то по телефону, а потом дал мне трубку. Человек на том конце категорично заявил, что велики внутрь нельзя ни при каких условиях, целый час переговоров с ним не произвел никакого эффекта. Мы были очень расстроены и даже разозлены. Первый раз в жизни мы встречаем такую категоричность и безразличие к гостям. В два часа ночи хотелось спать, и идти на улицу искать гостиницу было совершенно не в кайф, хотя я уже была почти что готова к этому. В конце концов я взяла себя в руки, мы сняли передние колеса и седла, взяли их с собой в номер. А остальное приковали к столбу. Вряд ли кому-то нужен велосипед без колес и седла. Из-за этой неприятной ситуации вся ночь была нервной, я плохо спала и мне снилось, что греки не посадили меня в какой-то самолет. Афины явно не мой город.

29 апреля 2018

Мое посещение Акрополя и любая радость, которую я еще мог теоретически получить от пребывания в Афинах, были остановлены ссорой с Таней. Вчерашний негатив от отеля, прежний танин афинский негатив стали гремучим газом, готовым взорваться от искры. Долго искать повод не пришлось. И был этот повод в прямом смысле слова огнеопасным.

Афины плохо на меня действуют. А может быть вчерашняя неприятная ситуации с гостиницей никак не дает расслабиться. Поэтому утро началось с ссоры с Витей из-за горелки и газового баллона. Виноваты мы конечно были оба. Витя — потому что категорически не хотел брать из дома горелку на прокол, которую мы покупали еще в Черногории, из-за ее великих габаритов, а я потому что плохо все спланировала и не учла, что сегодня воскресенье и не работает ни один туристический магазин, где мы можем купить резьбовой баллон для имеющейся у нас Ковеи. Тем не менее я знала, что в Греции распространены горелки на прокол или как они называются тут – газаки, потому что греки варят на них кофе, но дома не смогла убедить Витю в ее крайней необходимости. Сейчас бы она нам очень пригодилась. Ведь такая «газака» есть в каждом доме, а баллоны на прокол продаются в любой деревенской лавке. Резьбовые баллоны тоже есть, но их можно купить только в крупных супермаркетах типа Lidl и Carrefour или туристических магазинах в Афинах, которые закрыты в воскресенье. С закупкой еды мы тоже обломались и немного загрустили по этому поводу.

По плану Витя должен был в одиночку идти смотреть Акрополь, а я отправиться на закупку продуктов и баллона. В Акрополе я уже была, Парфенон видела. Но из-за выходного, всей этой напряженности и нервозности планы наши накрылись. Мы вместе пошли завтракать в кафешку: еды у нас с собой не было абсолютно никакой, а отель завтрак не предоставлял. После завтрака мы немного отошли и решили двигаться прочь из Афин как можно скорее.

Бегство из Афин через туристический центр. Улицы здесь узкие, запружены туристами и припаркованными машинами, ехать по ним — ужасный стресс

Во время сборов мы всегда проверяем отзывы о возможности купить в той или иной стране баллоны для горелки. Провозить газ в самолете, разумеется, нельзя, поэтому первое, что мы делаем по прибытию в точку назначения — закупаем баллон. Насчет Греции народ писал, что больше распространены маленькие пробивные баллоны (уже знакомый нам балканский вариант), но встречаются и обычные баллоны для стандартной горелки. Я решил, что ради экономии места не стоит брать громоздкую и неудобную балканскую горелку. Хватит и обычной. Это суждение меня сгубило.

Оказалось, что в воскресенье супермаркеты и большие магазины, продающие баллоны, банально не работают. А ведь завтра мы будем уже далеко от крупных городов! Этот печальный факт вызвал взрыв накопившегося газа таниного недовольства. В течение короткого промежутка времени я услышал в свой адрес очень много слов, которые предпочту опустить в этом рассказе. Я пытался возразить, что проблема, возможно, решаема. Но… Одним словом, вместо посещения Акрополя я отправился искать горелку и баллон. Наслаждаться Афинами времени не было. Ссора настолько испортила настроение, что даже физически хотелось поскорее убраться подальше. Но все решилось довольно просто. В течение двух часов удалось найти пару маленьких пробивных баллонов. Они, как оказалось, всегда в наличии в маленьких продуктовых магазинчиках по всей Греции. Затем, у некоего мужичка старьевщика на стихийном рынке, похожем одновременно на СТО, заправку и сувенирный ряд саму «газаку» — так ласково называют греки эту «балканскую» горелку. Мы уже направились к выезду из города и Таня проехала бы мимо этой неприглядной лавчонки, если бы я не почуял газовую тематику в развешенных на стенах железяках. Газака была точно такой же, как и оставленная мной дома — в оранжевом пластиковом корпусе. Радости моей не было предела. Мужички, торговавшие гайками и газонокосилками по соседству, добродушно хихикали, потягивая свой кофе.

По пути заехали посмотреть какую-то древнюю взантийскую церковь в центре Афин по витиной просьбе

Афины напрягают толпами туристов, которые ходят прямо по дорогам. Как их не сбивают машины я ума не приложу. Наверное, машины не могут протиснуться через эти толпы. Чем дальше от центра мы двигались, тем спокойнее становилось на душе и тем быстрее выходило из меня это напряжение. Уже почти на выезде из города Витя заглянул в антикварную лавку и вышел оттуда со слегка подержанной горелкой-газакой, точно такой же, какая лежит у нас дома! Купил за 5 евро. А дальше по дороге мы купили и немного самых необходимых продуктов в овощной лавке, и два баллона к той горелке. Жизнь налаживается!

Держим путь на монастырь Дафни по загруженной дороге

Теперь наш путь лежал к монастырю Дафни недалеко от Афин. Византийский монастырь 6-го века когда-то находился в уединенном месте, а теперь стоит на трассе с интенсивным движением в небольшой рощице. Внутри сохранились удивительные византийские мозаики, но увидеть нам их было не суждено. Ведь монастырь открывает свои двери посетителям только два дня в неделю, и конечно же это не сегодня. Я немного расстроилась, что мы потеряли время, лавируя среди машин, а в итоге так ничего и не увидели, надо было ехать сразу на поезде в Коринф. Опять же это мои просчеты, что-то я в последнее время многое пускаю на самотек, уж время работы могла бы посмотреть заранее. Я почему-то думала, что Дафни – туристическое место, открытое всегда, а оказалось все совсем наоборот.

Монастырь открыт для посещения только по вторникам и пятницам

Апостол Павел дорогу из Афин в Коринф прошел пешком. Сегодня она превратилась в загруженную трассу. В седле мы доехали только до станции железной дороги, соединяющей материк с Пелопоннесом. На этом пути, в 11 километрах от центра, на краю превращённой в парк рощи расположен знаменитый монастырь Дафни. Дафни — лавровый лист в переводе на русский. В античные времена здесь было святилище Аполлона, а сама роща считалась священной. Византийцы построили огромный монастырь, прославившийся своими замечательными мозаиками. Его долго реставрировали, затем занесли в ЮНЕСКО. Но, как оказалось, попасть туда не так просто. Посещение возможно только два раза в неделю в определенное время. Все остальные дни монастырь, окутанный сетчатыми заборами, какими-то канавами (чуть ли не противотанковыми рвами) и бурьяном абсолютно недоступен. Даже традиционные для России дыры в заборе напрочь отсутствовали. Сразу видно — ЮНЕСКО…

Остается смотреть на древнюю церковь из-за забора

Мы доехали до ближайшей железнодорожной станции Астропиргос через скучные сельскохозяйственные пейзажи и элеваторы и сели там на поезд до Коринфа. В поезде есть даже веловагон, но он был забит шумными подростками арабской внешности, поэтому нам пришлось втиснуться с велосипедами в соседний и стоять там всю дорогу, придерживая велики.

Почти как в подмосковной электричке…

В Коринфе меня совсем отпустило – городок куда приятнее Афин. Сразу всю нервозность как рукой сняло! По набережной идет приятная велодорожка почти до самого Коринфского канала. Витя заехал в магазин и купил там полуторалитровую бутылку вина, арбуз и оливковое масло со вкусом апельсина. Настроение мое еще улучшилось, в основном из-за арбуза.

В Корнинфе безмятежная атмосфера настраивает на отдых

По древней, но приятной велодорожке, возраст которой был не меньше самого Коринфского канала, мы поехали смотреть канал. Время сильно клонилось к закату, и вдоль всего канала проехать до заката мы не успевали. Объект стратегический, и палатку там ставить нельзя. Поэтому решили доехать до понтонного моста у впадения канала в море. Канал довольно узкий, и большие корабли там пройти не могут. Несколько красивых яхт проплыло мимо нас, а потом мост выдвинулся, и поток машин устремился по нему в обе стороны.

По велодорожке к Коринфскому каналу

Я всегда думала, что его прокопали еще древние греки, но суровые скальные породы были им тогда неподвластны. Древние греки, а позже и римляне могли о канале только мечтать. Уже в римские времена была построена дорога – диолк, использовавшаяся как волок для кораблей. Для меня было открытием, что Коринфский канал построили только в 1893 году!

Коринфский канал у выхода в море. Здесь уже нет скал, а самые впечатляющие отвесные стены в центре канала мы сегодня не увидели
Выход из канала в море. В этом месте проложен один из понтонных мостов
Диолк — мощеный волок, используемый римлянами

На обратном пути в Коринф я обнаружила на карте небольшой мыс, выдающийся в море. Рядом был знак археологической территории. Когда-то на этом мысу находился древний порт Лехаеон. Я подумала, что мы сможем поставить там палатку на пляже, но археологическая территория вся оказалась огорожена забором. Забор оставлял лишь грунтовую дорогу, идущую вплотную к каменистому берегу. Нет, здесь нам переночевать не получится. Да и от древнего порта ничего не осталось, археологам еще предстоит провести раскопки на этом зеленом холме, покрытом бурной растительностью. Нам ничего не оставалось, как ехать в кемпинг Blue Dolphin и ставить палатку там.