Элизабет и Джозеф Пеннелл. Первые на тандеме.

 

Когда я увидел, на каком велосипеде отправились в путь по Европе Элизабет и Джозеф Пеннелл, у меня невольно вырвался возглас удивления. Вот это аппарат! Тандем, да еще и квадрацикл!

Такого велосипеда, в самом деле, не увидишь даже в музее. Вернее, не увидишь в России. Не знаю, есть ли он в коллекции уважаемого Андрея Мятиева, но точно экспонируется в велосипедном музее в голландском городке Ниймеген. Вот он — Coventry Rotary Quadracycle образца 1885 года. Именно на этой удивительной машине супруги Пеннелл объехали Англию, Италию и Францию. И было это в 80-х — 90-х годах позапрошлого века!

Quadricycle

pennells frontis_crВ то время никто слыхом не слыхивал о велосипедах привычной нам конструкции — с двумя одинаковыми колёсами. Велосипед вообще был новинкой техники уходящего XIX столетия. Но уже прочно завоевал сердца европейцев, добрался до Америки, России и даже Японии. Гоняли в те годы преимущественно на «пенни-фартингах» — велосипедах с огромным передним и крохотным задним колесами, прозванными так по аналогии с размером британских монет.

Огромное колесо развивало большую скорость. Все, вроде, были довольны. Англичанин Томас Стивенс совершил на «пенни-фартинге» первое кругосветное путешествие в 1884-86 гг. Однако, с увеличением числа велосипедистов явственно стали видны недостатки машин того времени. Во-первых, было много аварий, когда велосипедисты падали с большой высоты «пенни-фартингов» и получали серьезные травмы. Во-вторых, такие велосипеды плохо разгонялись и в гору на них ехать было сложно. Для гонок они годились плохо, для безопасных прогулок — тем паче. В-третьих, у «фартингов» были большие проблемы с тормозами для такого большого колеса. Еще одним существенным недостатком «пенни-фартингов» было то, что на них не могли ездить дамы. Ну невозможно же было в корсетах и длинных платьях викторианской эпохи оседлать такое чудище! И первые спортсменки требовали, чтобы для них в буквальном смысле слова изобрели велосипед!

itb127_ss_5

Такие попытки впервые были предприняты еще в начале 1870-х годов. Появились первые трициклы. Идея была интересной. Велосипед с тремя колесами устойчив, на нём можно ехать в платье, можно разместить багаж или второго седока. Но первые модели были неуклюжи и медленны. Все изменилось спустя десятилетие, когда английский производитель Джеймс Старли из Ковентри разработал дизайн велосипедов Coventry Rotary. Как пишет в своей книге «История велосипеда» Девид Херлихи, на короткий период, до появления «безопасного велосипеда» — привычной нам двухколёсной конструкции — трициклы и квадрациклы Старли были вне конкуренции по комфорту езды и ходовым качествам.

3

Итак, Джозеф Пеннелл и его супруга Элизабет Робинс-Пеннелл выбрали тандем-квадрацикл средством передвижения в своих путешествиях. Насколько мне удалось установить, именно они стали первыми в истории велотуристами на тандеме. И они же положили начало велосипедному травелогу как жанру в литературе. Из-под пера Джозефа и его жены вышли пять книг о путешествиях на велосипеде и несколько десятков статей, посвященных их поездкам на тандеме и двухколесных велосипедах в период между 1884 и 1905 гг. К сожалению, сегодня имена первых популяризаторов велосипеда-тандема фактически забыты. Но в свое время Пеннеллы пользовались огромным успехом и славой путешественников. Их книги были хитами продаж. Особенно известен в Англии был Джозеф. Он зарекомендовал себя как прекрасный иллюстратор архитектуры и ландшафтов, был также плодовитым искусствоведом, активно участвовал в британском велосипедном движении.

Pennells-Perugia

Элизабет Робинс-Пеннелл — первая велопутешественница, о которой я пишу в этом блоге. И одна из первых героинь зари зарождения велотуризма, личность, привлекающая своей неординарностью, юмором, талантом публициста, ясностью взгляда на мир. Британский исследователь Джаспер Гейтс считает, что Элизабет была неоценённым гением своего времени, талантливым писателем. Она не получила славы мужа, оставшись в истории, как скромный репортёр, составительница кулинарных и юмористических изданий. Но её взгляды, как женщины, на велосипедный спорт были новаторскими. В те годы велосипед считался совсем не женским делом. Усатые джентльмены посматривали на леди за рулем с высокомерным снобизмом. Циклизм трактовался именно как спорт. Будучи большим сторонником езды на велосипеде, Элизабет впервые в мировой журналистике с сатирой высмеивает своих претенциозных коллег-колесников. Она издевается над «бомбардировщиками» и «павлинами» на дорогах — «крутыми» велосипедистами, которых интересует столько скорость. Элизабет подчеркивала, что она и ее муж — лишь «полусерьезные» велосипедисты, более заинтересованные в том, чтобы видеть окружающее, чем в постановке рекордов. Она впервые в истории написала о велотуризме как таковом, ставя целью своих поездок получение трансцендентного опыта познания мира из седла, чистую радость путешествия. Элизабет нравилось говорить, что она была «новичком», но в реальности она сделала то, что оказалось не под силу большинству мужчин, проехав труднейшими дорогами по всей Европе, включая Альпы. Кстати, Элизабет Пеннелл стала первой женщиной, которая пересекла альпийские перевалы на велосипеде!

Pennell-and-Workman

Родилась Элизабет в 1855 г. в Филадельфии. Посвятила себя журналистике. Там же познакомилась с будущим мужем — талантливым художником и журнальным иллюстратором. В эпоху, когда фотография еще только входила на страницы периодических изданий, такая профессия была прибыльным ремеслом. Ну, а тем более, когда ты молод и полон идей! Пеннеллы решают искать счастья в Старом Свете. Это само по себе было нетипичным поступком, ведь большинство, как и в наше время, стремилось за лучшей долей в Америку. В 1884 г. супруги Пеннелл отплывают из США на пароходе в Лондон. С ними заключён контракт на создание серии иллюстрированных репортажей о жизни Европы того времени. В Лондоне Пеннеллы проживут более тридцати лет. И многие годы посвятят любимому велотуризму.

2

В 1885 году они опубликовали свою первую книгу «Паломничество в Кентербери». Это короткое (78 страниц), увлекательное изложение их поездки на тандеме из Лондона в Кентерберийский собор по тропе паломников Чосера в августе 1884 года, вскоре после прибытия в Англию. Книга стала хитом. Daily News даёт её блестящую оценку: «Самая замечательная современная литература для популярного чтения, которую можно найти». И сегодня это замечательная, современная и полностью читаемая книга.

fbdeb77b06a79351a5c3e03a5b2c66f7

Проза Элизабет и иллюстрации Джозефа описывают множество удовольствий (и случайных разочарований) велосипедного путешествия, которые узнает любой человек, когда либо выезжавший на двух колёсах дальше собственного квартала. На своем громоздком велосипеде «Ковентри» Пеннеллы делают то, что сегодня делают многие велосипедисты: крутят по ветреной дороге, минуют сонные деревни, приближаются к Природе и наслаждаются тихими ритмами сельской жизни, разговаривают со встречными людьми — бродягами, фермерами. Элизабет пишет: «Мы ехали с горящими сердцами. Мы чувствовали, что вращение колес в такой идеальной стране и в таком мягком солнечном свете будет настоящим земным раем. Мы были в мире с самими собой и со всем человечеством».

43aa8455d001bc79ce9bd06f30e585bc_cr

Книга Пеннеллов — настоящая литература. Кстати, она еще и прекрасно иллюстрирована рисунками Джозефа. В ней крепка связь с «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера, ведь путешествие было построено на путевых точках, упомянутых паломниками Чосера. Другим выдающимся литературным присутствием за кулисами книги является Роберт Луис Стивенсон. Не случайно Пеннеллы посвятили книгу Стивенсону — его публицистические книги «Путешествие с ослом» и « Путешествие вглубь страны» во многом вдохновили их собственное странствие.

steeds

После первого маленького путешествия Пеннеллы отправляются в более продолжительную и серьезную поездку по Италии. Затем — по Франции. Пересев на двухколёсные велосипеды спустя несколько лет пересекают Альпы. Проезжают всю Англию и Шотландию. Издают ещё четыре книги о велопутешествиях. Записывают множество интересных встреч, курьёзных ситуаций.

acanterburypilg00penngoog

Однажды в английской гостинице путешественники повстречали часовщика из Лондона, который начал оскорбительно задирать их велосипед, выставляя себя знатоком велосипедного спорта. Затем, в ответ на слова Элизабет о том, что они американцы, велосноб раскрывает свою глупость: «Так вы из Канады?» — «Нет, из Филадельфии!» — «Я так и думал!» — отвечал часовщик, — Тогда вы настоящие американцы! И вы неплохо говорите по-английски!».

8547a7cb44e3ef1c8c4744c2ace11a14

cu31924000481824_0000

В Италии путешественники так же встречают разных людей, ярко описывая путевые впечатления: «Крестьянин в остроконечной шляпе и синей рубашке с штанами, свернутыми высоко над голыми коленями, пересек дорогу и молча осмотрел трехколесный велосипед. «У вас хорошая лошадь», — сказал он, — «Ничего не ест».

dfdbb59bd1d187bb94bff328e6c158d5

Вклад Джозефа и Элизабет Пеннелл в дело популяризации велосипедного туризма был весьма значителен для той эпохи. Но ни одна из их книг не повторила успех «Паломничества в Кентрберри» — первой в своём роде, отразившей ту короткую эпоху, когда путешествия на велосипеде были еще чем-то необыкновенным и фантастическим.

 

Виктор Попов

По материалам сайтов: dustymusette 

sheilahanlon.com

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s