Эта история началась ранним весенним утром 1924 г. Семнадцатилетний венский безработный Густав Штавьяник совершенно случайно столкнулся на улице со странным велосипедистом. Смуглый, темноволосый человек с необычной восточной внешностью возился с колесом своего увешанного сумками велосипеда на одной из площадей в центре Вены. Густав, для которого велосипед давно уже был главным увлечением, вызвался помочь незнакомцу с ремонтом. Он еще не знал в ту минуту, что эта встреча перерастёт в дружбу на всю жизнь и станет началом кругосветного путешествия, которое продлится cемь лет.

Темноволосого человека на велосипеде звали Фрамроз Джамшед Давар. О нём молчит Википедия, мне даже не удалось найти даты его жизни. Чаще всего в коротких исторических справках парс из Дели упоминается именно как спутник австрийца Штавяника. Парадокс, ведь именно Давар начал это удивительное путешествие и был его вдохновителем. Здесь явственен оттенок того, что друзья происходили из разных частей мира, относились к разным расам. Слишком большая пропасть лежала между вчерашней имперской Австрией и Индией, все еще остававшейся британской колонией. Молодой корреспондент индийской газеты приехал в Вену, стартовав в Дели. В дороге он писал репортажи для индийской прессы. Он был старше и опытнее Густава. За его спиной остались тысячи километров пути. Давар направлялся в Норвегию. Его целью был мыс Нордкап — самая северная точка Европы.

«Мы так и не знаем, когда Фрамроз Джамшед Давар встретил Густава Штавяника, на каком языке они говорили. Давар не знал ни немецкого, ни английского», — утверждает историк из Дели Рут Плейер. Тем не менее две книги о путешествиях, которые издал в последствии Давар, написаны на английском. В одной из них, «Через Сахару», он писал:
“В Вене Густав выразил желание присоединиться ко мне. Он был еще в подростковом возрасте, наполненным цветением жизни и свежестью энергии молодости, не запятнанным заботами или сомнениями. Сначала я не решался взять его, думая, что его энтузиазм временный, как и у всех молодых людей. Но очень скоро я узнал, что в самом тяжёлом путешествии он терпелив, как верблюд, всегда полон надежды, изобретательности и трудолюбия. Немногие молодые люди могут поставить палатку с такой же легкостью и быстротой солдата, как молодой Густав; немногие могут упаковать багаж, разобраться во всех тонкостях туристического снаряжения, … или отремонтировать прокол,
или же сдерживать упрямого андского мула простым «Хо-ла!» так же верно, как мой попутчик».
Густав Штавьяник (Сцтавяник) родился в 1907 году в небогатой венской семье. Старший брат будущего путешественника, Эдвард, участвовал в Первой мировой войне, был лётчиком. Он вошел в историю, пережив воздушный бой, в котором его самолёт был сбит. Жил в Вене до самой смерти в 1971 г. Эдвард-Младший, племянник Густава, родившийся в 1927 г., стал известным актёром кино и театра. Именно благодаря тому, что Эдвард Штавьяник сохранил дневники и фотографии дяди, в 1999 г. увидела свет книга, посвящённая фантастическому велопутешествию двух друзей вокруг света. Над книгой несколько лет работали австрийский художник Герман Хёртел и искусствовед Мария Реннхофер, вдохновившиеся этой историей.
«Подтвердить реальность путешествия Густава Штавьяника оказалось в общем не так сложно, благо приключенческое путешествие было неплохо задокументированным официальными и частными сувенирами и различными записями воспоминаний для статей и докладов». — рассказывала Мария Реннхофер. К сожалению, русскому читателю эта книга пока недоступна. Не держал её в руках и я. Но кое-что об одном из самых удивительных путешествий, совершённых на заре велотуризма, узнать всё-таки удалось.
Это история о двух авантюристах, которые ехали по миру семь лет с 1924 года до 1931, пройдя 115 000 километров (не считая пути по морю, пешком и на автомобиле), 52 страны, пять континентов, пережив восемь песчаных бурь и арктический холод. Путешествие вокруг света, совершённое австрийцем и парсом без преувеличения можно назвать самым значительным достижением велотуризма в межвоенный период. Никто в те годы не совершал ничего подобного по масштабу. Ведь целью Густава и Фрамроза было не просто обогнуть земной шар, но проехать по всему миру, посетить самые отдалённые уголки земли. Маршрут их был весьма нелинеен.
Как мы уже сказали, Давар стартовал в Дели, Индия. Проехав Среднюю Азию, Турцию и Восточную Европу, он оказался в Вене. Из Вены, уже вдвоём, велосипедисты отправились на мыс Нордкапп. По сохранившейся отрисованной Даваром от руки карте видно, что маршрут путешествия пролегал по территории Польши, Литвы, Латвии и Эстонии вокруг Балтики. По карте можно понять, что путешественники проехали в Финляндию через Петроград. Думаю, что это было малореально в те годы и из Таллина в Хельсинки они переправились все-таки на пароме. Далее по территории Финляндии друзья попали в Норвегию, достигли Нордкаппа и отправились обратно через Норвежские фьорды. Этот отрезок их пути я очень хорошо представляю, так как сам проехал когда-то на велосипеде Норвегию от юга до севера: величественные горы, фьорды, непредсказуемая погода, ветры и полярный день — “midnight sun».
Из Норвегии путешественники отправились в Данию и Германию, затем заехали в Англию и через всю Европу направились в Марсель. Из Марселя морем прибыли в порт Алжир. Здесь начинается один из самых рискованных этапов путешествия. Давар и Штавьяник пересекают на велосипедах пустыню Сахара и достигают города Таманрессет на границе с Нигером — столицы сахарских туарегов.
Отдадим должное отважным велосипедистам — они стали первыми людьми, кому удалось пересечь пустыню на велосипедах. Это произошло в мае 1926 года. Интересно, что когда несколькими годами позднее поляк Казимеж Новак хотел проехать Сахару с юга на север, французские колониальные власти не позволили ему это сделать в одиночку. Новак ехал в сопровождении каравана верблюдов. Давар и Штавьяник поступили так же — понятно, что временами по песку попросту невозможно было двигаться на двух колесах. Некоторые отрезки Сахары они преодолевали на верблюдах. Пересечение Сахары заняло пять месяцев. Восемь раз путешественники попадали в песчаные бури. Во время одной из них они были свидетелями интересного явления: смерч исторг из себя рыбу, отнесенную им за 1500 км от ближайшей проточной воды. Отвага путешественников, отважившихся встретиться один на один с пустыней впечатлила даже жителей Сахары. От туарегского вождя в Таманрессете они получили в дар меч «такоба» — редкая честь для чужестранцев.
Именно покорению Сахары посвящена одна из двух книг, написанных Даваром после возвращения из кругосветки. Любопытно, что индийский журналист не ставил себе целью описать всё путешествие, ссылаясь на то, что о многом «можно прочитать в путеводителях».
Путь по Африке продолжался. Друзья направляются в нигерийский Лагос, Французский Судан (Мали), в Сенегал и из Дакара отплывают в Рио-де-Жанейро.
Теперь они покоряли Южную Америку. Проезжая по 130 километров в день. Фрамроз и Густав пересекли Уругвай, Аргентину, Чили, Перу, Боливию. Они посещают Сан-Паоло, Монтевидео, Вальпараисо, Сантьяго-де-Чили, добираются до озера Титикака.
Местные сообщества велолюбителей восторженно встречали друзей как героев. В Чили Густав Штавьяник совершенно случайно принял участие в 24-х часовой велосипедной гонке. И что вы думаете? Он выиграл её, установив рекорд Южной Америки, который долго никто не мог побить! Путешественники дважды пересекли Анды — впервые в истории велосипедного спорта. Причём часть трассы пролегла на высоте 3500 метров, в условиях снежного бурана. Этой части путешествия Давар посвятил книгу «На велосипеде по крыше мира». Странствие кругосветчиков продолжилось по области верхнего и нижнего течения реки Амазонки от границ Перу до Бразилии. Это был самый сложный этап пути — через непроходимые джунгли и болота. Здесь путешественникам приходилось сплавляться по реке. Год спустя в интервью детройтской газете Штавьяник рассказывал, что в Амазонии, чтобы выжить, они охотились на обезьян и ели их мясо, по вкусу напоминавшее крольчатину. В этом же интервью Густав восхваляет американское пиво и нравы. Давар в своих воспоминаниях называет Амазонию inferno verde — “зелёным адом”.
Дойдя до устья Амазонки Давар и его спутник морем отправились в Нью-Йорк, а оттуда в Вашингтон. Встретившись с президентом США Гувером и передохнув, они начали пересечение Соединённых Штатов с востока на запад. Из Сан-Франциско морем отправились на Гавайи, а оттуда — в Японию и далее в Китай. После Китая посетили Сингапур, Бирму и въехали в родную для Давара Индию. Авантюристов на двух колёсах принимали в Калькутте, Варанаси, Агре. Кругосветка Давара завершилась.

К сожалению, я не смог найти сведений, продолжил ли дальнейший путь Штавьяник один, или Давар со свойственным ему авантюризмом вызвался сопровождать друга до Вены. Штавьяник добрался до Аравии, где пройдя Суэцкий канал, сел на корабль и отправился в Триест. Из Триеста было «рукой подать» до родной Вены.

«Фишкой» путешествия Давара и Штавьяника было то, что они везли с собой т.н. «книгу автографов». Их целью было, проехав по разным странам, взять автографы у знаменитых людей, политических лидеров, королей и президентов. Таким образом, путешественники, вероятно, надеялись привлечь внимание и к себе, получить спонсорскую поддержку. И двум безумным велосипедистам это вполне удалось. В книге оставили свои подписи такие известные люди своего времени, как президент США Гувер, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, шведский исследователь Тибета и Средней Азии Свен Гедин, лётчик, впервые пересекший Атлантику Чарльз Линдберг, известный немецкий мореплаватель Феликс фон Люкнер, боксер Джек Демпси, император Вильгельм II и другие.

После возвращения домой Густав Штавьяник некоторое время служил чиновником австрийской пенитенциарной полиции justizwache. До «аншлюса» 1938 г., в результате которого Австрия была присоединена к Третьему Рейху, он активно выступал с лекциями о своём путешествии, публиковался, давал интервью радио. В 1935 г. Штавьяник участвовал в велосипедной гонке Вена-Рим, выиграв её с результатом 37 часов. Судьба его сложилась трагически — призванный, как солдат Вермахта на войну, он служил на Восточном фронте курьером и был убит в 1944 году. Талантливый и отважный человек, находящийся в самом расцвете сил, стал одной из пешек чужой войны. Густаву Штавьянику было всего 37 лет…

Фрамроз Джамшед Давар опубликовал о своих путешествиях две книги. В Индии у великого велосипедиста появились достойные последователи.
Индия переживала велосипедный бум. Стартовав в октябре 1923 г. трое молодых бомбейцев – Ян П. Бопасола, Рустом Б.Бумгара и Ади Хаким обогнули землю и завершили свой путь в марте 1928 г.
Вдохновлённые подвигом соотечественников, трое индусов — Хаким Харас, Рустам Ганди и Рутан Шроф покинули Бомбей в 1933 г. Они проехали вдоль пяти континентов, пересекли Африку от Каира до Кейптауна.

Пройдя более 30 тысяч миль к 1938 г., велосипедисты планировали дальнейший путь домой через Японию и Китай, но были вынуждены отказаться от этого плана в связи с начавшейся войной. Мир, который они видели из сёдел своих велосипедов, менялся навсегда, а имена первопроходцев оказались забыты на десятилетия. Но это уже совсем другая история…
Виктор Попов
При подготовке материала использованы материалы с сайтов: adventurecycling.org oe-journal.at archive.org velomania и Википедии.