Чем дальше едешь от латвийско-эстонской границы вглубь Эстонии, тем больше замечаешь, насколько сильны здесь отличия от Латвии. В приграничье еще много заброшенных деревень, но чем дальше, тем интереснее. Другая планировка улиц, другая архитектура и типажи людей. Эстонцы больше похоже на финнов, они им ближе и по культуре, и по языку. Кажется, что они более приветливые, открытые и любопытные, чем латыши. В Килинге-Неме мужчина заметил меня возле супермаркета, где я покупала газировку и с широченной улыбкой воскликнул: «Оh, travelling musician!» От латышей такой открытости сложно ожидать. Наверное, после распада СССР, эстонцы взяли лучшее у финнов, вложили силы в свою независимость, и сейчас Эстония — это более бедный вариант Финляндии, но тем не менее очень европейская, развитая и приятная страна, о которой вряд ли скажешь, что она когда-то была частью ужасного, бетонного уродца под названием СССР. Латвия, получив независимость, так и осталась в аграрном каменном веке. Эстония уже имеет прекрасные дороги, развитую велоинфраструктуру и равняется на лучших.
Главная улица Килинге-Неме
Надо отдать должное латышам, что они тоже очень стараются в развитии туризма в смысле информации: очень много бесплатных брошюр, карт и всего такого на разных языках. Но инфраструктура так и осталась на уровне 20-ти летней давности.
Пейзаж в 10 км от границы
О, эти прекрасные эстонские дороги! Я не поверила своим глазам. От Килинге-Неме до Пярну тянется прекрасная трасса с разметкой и обочиной, по которой удобно и быстро ехать на велосипеде. Эта обочина, скорее всего, и предусмотрена для велосипедистов, так как тут проходит национальный веломаршрут номер 14. Такого комфорта и скорости не было даже во многих уголках Швеции.
Дорожная сеть тоже очень хорошо развита, снова повляются указатели на Евровело 10. Жаль, конечно, что на 80 км до Пярну сегодня не попалось ни одной достопримечательности. Но просто приятно ехать снова по идеальной дороге. Недалеко от Пярну наконец появился первый указатель на Таллин, а в самом Пярну выяснилось, сколько осталось от него до Таллина: 127 км по трассе.
Доехать вполне реально за весь завтрашний день, который как раз остался свободным, но это неинтересно. Надо будет встать очень рано и ехать весь день без остановки. Я подумала, что если из Пярну ходят поезда в Таллин, то хотя бы часть пути можно проехать на поезде. Например сесть на поезд в Пярну, а выйти из поезда не в центре Таллина, а километров за 20-30-50 до него. Но приехав на станцию Пярну и увидев расписание, я поняла, что в этом нет смысла. Поезд отправляется вечером в 18.45, и в Таллине он в 9 вечера.
Железнодорожного вокзала в Пярну нет, есть только платформа. Похоже, что велосипедная часть путешествия для меня сегодня окончена. Завтра я пойду гулять по Пярну и вечером уеду на поезде в Таллин. Возле ж/д платформы есть хороший торговый центр, где я наконец купила эппловские наушники, какие потеряла еще на Аландских островах. Палаточным ночевкам моим тоже пришел неожиданный конец: хостел в центре Пярну стоит 13 евро, и это лучший вариант для моего больного и уставшего от путешествия тела. У меня еще осталось немного гречки, что везу с собой еще из Москвы, вот будет сегодня на ужин. А прогулки оставлю на завтра, устала я от дороги.
Окраины Пярну тянутся долго вдоль моря. Они застроены обычными советскими пятиэтажками, но ощущения дремучего совка не возникает: эстонцы покрасили их веселенькими цветами и покрыли сверху какими-то плитами, чтоб выглядело нарядно. Есть даже велодорожка. Долго-долго пробираюсь я окраинами к старому городу, и наконец нахожу там своей хостел.
Старый кинотеатр на окраине
27 августа 2015 г.
Как же хорошо, когда не надо рано вставать и куда-то спешить! Спокойно завтракаешь, собираешься и идешь бродить по городу. Центр Пярну оказался очень маленьким, и погуляв пару часов по старой части города, к обеду я уже искала, чем себя занять. Выезжать в Таллин своим ходом уже поздно, пришлось убивать время до поезда, гуляя по сувенирным лавкам, подворотням и торговых центрам.
Несмотря на то, что многие путеводители пишут что-то духе «почувствуйте атмосферу средневекового Пярну», старых зданий, а тем более средневековых, здесь практически не осталось. Несколько фахверковых домиков еще можно найти во дворах, но и это уже конец 17-го века. Пярну был застроен уже гораздо позже деревянными домами. И фахверк, и другие дома напоминают немецкие городки, что неудивительно: до начала 20-го века половину населения этих земель составляли немцы.
В городе есть две православные церкви. Первая была построена по приказу Екатерины Великой, когда она занималась усилением имперского влияния России на отдаленных относительно свеже присоединенных территориях. При ней город носил имя Пернов на русский манер, и была построена церковь Святой Екатерины (1769). Вторая церковь — Преображенская — была построена позже, в 1904 году, и она принадлежит Константинопольскому патриархату, а не Московскому, то есть является как бы греческой апостольской церковью, так же как и Афон. Это довольно редкое для Европы явление.
Ворота Преображенской церкви
У города есть интересная легенда, нашедшая свое отражение на городском гербе. На гербе изображена выходящая из облака рука, держащая крест странной формы со скошенными концами, рядом ключ. Это Черный крест, лютеранская реликвия и предмет паломничеств. А история его относится ко времени самого основания города — 1251 году. В этом году епископ переехал в свою новую резиденцию — в замок Вана-Пярну, тогда же и был получен статус города. Сладкая жизнь не продлилась долго, и уже в 1263 году литовцы совершили поход на город и сожгли его. Сгорело все, кроме креста. Крест нашли верующие и подумали, что это чудо. Видимо, обгорели только концы, что и отразилось в такой причудливой скошенной форме. Сейчас крест хранится в Елизаветинской церкви. Но он не средневековый обгоревший, а совершенно новый, покрашенный в черный цвет. Куда делся оригинальный крест — история умалчивает.
В средние века верующие были не то, что сейчас. Если где-то произошло чудо, то туда сразу образуется массовое паломничество. А вдруг крест творит чудеса, исцеляет и все такое прочее? При археологических раскопках был найден средневековый паломнический значок, его копию поместили на крест.
Вдали от религиозных тем в Пярну существует культурная жизнь. Это заметно по обилию хиппового граффити. Заброшенных строений для творчества хватает.
Также здесь очень много всяких вязанных сувениров из шерсти, различный хэндмейд из дерева и керамики с приставкой эко-. Эстонки великие рукодельницы, и чуть ли не в каждом магазине продают пряжу, шерсть для валяния и бисер и всякие такие штучки для домохозяек. Очень популярное это увлечение. Цены на подобный хендмейд, конечно, кусаются очень сильно. Увлечение доходит до того, что обвязывают даже стволы деревьев и велосипеды.
Крепостной стены не сохранилось, а из всех наиболее древних оборонительных сооружений в городе осталась только белая башня, которая почему-то называется Красной (15 в.). Она заброшена, прячется во дворах и со всех сторон в нее упираются заборы более поздних домов, так что обойти ее вокруг нельзя и внутрь тоже не попасть. Однако это старейшая постройка в Пярну.
Более поздний оборонительный вал со рвами и бастионами был построен уже после Северной войны при Российской Империи, однако есть археологические данные, что некоторые укрепления существовали еще в шведский период. Сейчас на месте валов парк и стоянка для катеров.
Гильдия мастеров
Вспомнив о Балтийском море, прогулялась я по пляжу. Уже чувствуется приближение осени, дует холодный ветер. Атмосфера на пляже похожа на лиепайскую. Никто не купается, все сидят загорают или просто бродят по отмели. Во время отлива оголяется огромная площадь песчаного дна, очень мелко на пляже в Пярну.
Пообедала в столовой почти советского типа в самом центре старого города. Рыбный суп, отбивная с картошкой и томатный сок обошлись в 6 евро. А еще в торговом центре в каком-то магазине типа «все для дома» нашла эстонский флаг нужного мне разера за 1 евро. В туристических магазинах такой продается от 5 до 7 евро. Я коллекционирую флаги всех посещенных мною стран, уже набралось огромное количество, надо придумать с ними какую-нибудь инсталляцию дома.
Позирую с эстонским аккордеонистом и композитором Раймондом Валгре
Целый день в Пярну оказалось для меня слишком много, все сувенирные магазины и торговые центры были изучены, последний час до поезда я уже совсем не знала, чем себя занять, и просто поехала сидеть на платформу. Там уже сидел дедуля тоже с велосипедом. Он что-то спросил у меня по-эстонски.
— I don’t understand, do you speak English?
— No
— А по-русски?
— По-русски можна чу-чут. Вокруг света что ли собралась?
— Нет, всего лишь вокруг Балтийского моря, — отвечаю я в очередной раз.
Приятно, что старые эстонцы еще помнят русский. Дедушка говорил плохо и с сильным акцентом, поэтому полноценного разговора по душам не получилось, хотя и хотелось поговорить. Он сказал, что молодежь не говорит по-русски вообще. Да и правильно. Русский язык не в моде, толку от него мало, это язык агрессивных оккупантов, чуждый этой культуре. То, насколько он инороден, понимаешь, гуляя среди фахверховых домов.
Эстонские поезда очень и очень хороши. Швейцарские дизельные двухвагонные экспрессы курсируют по всей Эстонии. Проезд конечно недешевый (7.60 евро от Пярну до Таллина), но велосипед провозится бесплатно, бесплатный вайфай, все очень быстро, бесшумно и удобно. В Латвии цена проезда почти аналогична за разбитые советские электрички со вставленными туда мягкими креслами.
По задумке швейцаского производителя велик надо вешать за крючок, но с таким грузом есть шанс погнуть переднее колесо.
Ну вот и последний город моего путешествия — Таллин. Я прибыла в конечную точку. Вокзал в Таллине бетонный и очень советский, болтаются какие-то русскоговорящие бомжи побитые, и я было сначала подумала, что переоценила и перехвалила Эстонию. Но потом, когда я выехала в вечерний старый город, то восхищение вернулось. Я просто офигела от города! Надо мной нависали огромные стены и башни старого города. Часть города располагалась наверху, на скале, она тоже была окруженна стеной. От высоты церковных колоколен я просто обомлела и долго стояла под башней собора Николая, задрав голову и пытаясь понять, какова же высота этой башни. Рига померкла перед величием и обилием настоящей старины Таллина.
Хостел Monk’s Bunk, в котором я остановилась на эти пару ночей — это такой тусовочный хостел. Он находится в местном квартале красных фонарей, рядом секс-шопы и недвусмысленные завлекательные надписи. В хостеле все пьют прямо в холле, громко разговаривают и играют в какие-то алкогольные игры типа попади шариком от пинг-понга в стакан с пивом. Девушки с ресепшена активно пытаются тебя вовлечь в это алкогольное безумие в надежде вытащить у тебя еще несколько десятков евро на баре, чтобы как-то компенсировать очень дешевое проживание. Но я поступила хитро, у меня оказалась тихая комната, и я просто пошла отдыхать туда.
28 августа 2015 г.
Когда я проснулась, за окном шел сильный дождь. Вот уж так интересно: последний день путешествия провожал дождливой погодой, и как хорошо, что больше не надо никуда ехать. Сегодня я наконец-то встречусь с Леной . С Леной мы договорились встретиться в 10 возле бюро туринформации. Она тоже ехала по Прибалтике на велосипеде, из Калининграда и примерно по тем же местам, что и я. Но она уехала вперед на эстонские острова, и в процессе мы так и не пересеклись. Только вот встретились в конечной точке путешествия. Тесен мир!
Ну в общем под дождем гулять особо не хотелось, зонтиков у велотуристов принципиально нету, поэтому мы перебегали от одного музея к другому. От старой ратуши к ратушной аптеке и дальше по туристической карте. В городе действительно очень много настоящей старины и средневековья, и все там сделано для туристов, конечно их там толпы, но это на удивление совсем не портит впечатление от прекрасного Таллина. Больше впечатление портят цены. Вход в ратушу стоит 14 евро, чтобы увидеть выставку совсем неэстонских картин и немного средневековой мебели.
Понравилась картина: виноград как настоящий
Самая старая аптека в Таллине — любопытное место. Давно хотела в таком побывать. Вход бесплатный и много информации о том, кого, чем и как лечили в средневековье. Оказывается, аптеки были таким тусовочным местом, вроде пабов, аптекари умели варить некие напитки, которые пользовались популярностью и употреблялись на месте.
Жуть. Но еще не самая
Очень понравились мне абсолютно все башни и стены, в одном месте можно подняться на сохранившийся участок стены. Высота у стен впечатляющая, я еще нигде таких высоких не видела, этажа три наверное. Со стены видно довольно далеко, а с башен вообще весь город.
Домский собор тоже впечатляет со всеми этими гербами фамильными, а орган звучит очень плотно, трагично и атмосферно. В отличие от Риги, здесь он звучит постоянно, а не в определенные часы концертов. В Риге совсем другое насторение в Домском соборе, орган более мягкий и мелодичный.
Сувениры продают в основном русские тети советского вида. И от этих сувенирных магазинов, понатыканных на каждом углу сложилось очень неприятное ощущение. Похоже на то, как в Москве на Красной площади иностранцам впаривают всяких матрешек и шапки ушанки по дико жлобской цене, так и тут. Много в Таллине и матрешек, и чисто русских сувениров, это такой способ европейцам купить русский сувенир не приезжая за «железный занавес» в Москву и не заморачиваясь с русской визой. Я увидела наконец в одной сувенирке значок с Таллином (еще один предмет моих собирательств), был он немного грязным (заляпан каким-то гудроном) и выцветшим от того, что долго висел на витрине. Цена 3 евро. Я говорю тетке, что может быть она отдаст его за 2 евро, раз он с витрины и грязный, что у меня больше нет мелких денег, кроме двухевровой монетки, что было правдой. «Извините, у нас фиксированные цены», — меланхолично говорит тетка, берет какую-то тряпку и начинает оттирать этот значок от налипшей грязи. Фу какая гадость. К счастью, я нашла-таки значок за 2 евро и гораздо круче того.
Зашли мы с Леной и в арт-квартал, где продают все то же шитье, валяние, кукол, картины. Цены тоже безумные на все, и русская тетенька так с упоением уговаривала хоть что-нибудь у нее купить, нахваливала этих вязанных-валянных кукол, с таким интеллигентным придыханием. Я не большой любитель кукол, но мне понравился маленький ёж, и я его купила.
Арт-квартал начинается где-то здесь, у стен старого монастыря с надгробными плитами средневековых таллинцев…
Для того, чтобы картина о городе сложилась более полная, мы пошли погулять по торговым центрам и району вне старого города. Советскую застройку отделали стеклом и зеркальными плитами и разместили там торговые центры. Это конечно намного лучше унылого бетона, но мне не нравятся такие блестящие утомляющие глаз торговые центры. Куда приятнее вернуться в старый город, вот насколько более приятная была архитектура несколько веков назад.
Мы с видом на Таллин
Спускаемся из верхнего города в нижний
В Таллине есть ресторан, где дают суп из лося или кабана. Там внутри очень милая средневековая атмосфера. Он и находится в подвале здания 13 века, внутри стоят деревянные столы и лавки, из освещения только свечи на столах, суп хозяйка наливает в глинянные горшки и пиво тоже. Ложек нет. Сидишь в этой средневековой полутьме и при свечах хлебаешь суп из горшочка. Туристы от этого всего тащатся. И мы тоже прибалдели.
Вот уже и вечер настал, дождь прошел, немного распогодилось, а нам уже пора расходиться.
29 августа 2015 г.
Сегодня отоспалась за весь месяц путешествия. Поезд в Москву только в 3 часа, поэтому спала почти до 11-ти. Перед поездом успела еще немного прогуляться с великом по Ваналлину и сделать небольшую фотосессию.
Сегодня суббота, и в городе проходит куча разных мероприятий. Какая-то ярмарка, шоссейная велогонка и вообще народ тусуется и активно проводит выходные. А на вокзале тишина. Все-таки Таллин намного меньше Москвы и вокзал у него какой-то маленький. Подъезжает мой поезд, на фоне швейцарских поездов вагоны РЖД выглядят как-то грубовато и нелепо. С тех пор, как в начале года эстонцы отменили свои поезда в Россию, РЖД с июня ввело свой состав. В поезде всего 6 вагонов и вагон-ресторан. В Питере цепляют еще несколько вагонов, и поезд идет в Москву уже как питерский.
На этот поезд нет электронной регистрации, а билет у меня электронный, поэтому нужно было заранее распечатывать билет в терминале. Я распечатала его в Москве и везла весь месяц с собой, боясь потерять. В Таллине нет ни касс РЖД, ни терминалов, ничего. Билет невозможно поменять на другую дату, находясь физически в Эстонии. Только беречь билет как зеницу ока.
В наших поездах велосипед становится все большей и большей проблемой. Затаскиваю упакованный велосипед в вагон, ставить его там конечно же тоже совсем негде, но пока я еду в вагоне одна. Возможно, подсядут какие-то пассажиры позже, в Питере. Велик я пронесла как-то мимо проводницы, она его не заметила (слона-то не приметила :))). А потом уже после отправления она увидела его в купе и ужаснулась. Говорит, что надо за него платить, но только по территории России, по территории Эстонии провоз бесплатный. Дескать, в Питере выйдете и на вокзале купите квитанцию. Странная очень в этом поезде система, ведь когда я ехала в Хельсинки, я вообще за велик не платила.
В Питере поезд стоит полтора часа. Там прицепляют вагоны. И вот я в тапках бегу на Ладожский вокзал покупать багажную квитанцию, которую продают только в одной единственной кассе. Как назло в этой кассе мужик оформлял билеты на группу детей, всего 36 билетов. Это заняло все полтора часа, и я чуть было не опоздала на поезд со всеми моими вещами из-за этой квитанции и 72 рублей за велосипед. Ух какая я была злая!
Накаталася!
Со мной в купе ехала одна очень интеллигентная женщина. Ехала она из какого-то санатория, с упоением рассказывала, как хорошо в Эстонии, как она рисовала там картины и писала стихи. Даже целый сборник стихов у нее родился. Когда мы подъезжали к Москве, попутчица рассуждала о том, как это прекрасно, когда тебя встречают на вокзале с цветами, что это самый радостный момент всех поездок. И вот поезд уже подъезжает к платформе, она замечает в окно своего мужа. В этот момент она просто засияла от счастья:
— Ой, меня встречают с цветами!
Я тоже заметила на патформе Витю. В руках у него был шикарный букет.
Балтийский велоблюз. Эстония. До Таллина далеко: Один комментарий