Балтийский велоблюз. По Финляндии

31-1 августа 2015 г.

До Хельсинки я решила ехать поездом. Хватит погнутых в самолетах колес, сломанных багажников и прочих частей. Поезд фирменный «Лев Толстой» Москва-Хельсинки с новенькими немецкими вагонами. Ленинградский вокзал похож на муравейник с китайцами, откуда столько китайских туристов нынче в Москве? Теперь тут все, как в аэропорту: множество охранников, рентгеновские ленты для багажа. Внуть не пускают с великом, его надо обязательно просветить. Разбираю символически, накрываю чехлом, ставлю на ленту и собираю снова уже внутри вокзала. Сразу бегу в кассу, чтобы купить багажный билет на велосипед, по новым правилам теперь надо платить за него как за 10 кг багажа. Но в кассе меня грубо посылают, ссылаясь на то, что международная перевозка все еще бесплатна. Очень меня это насторожило, ведь я слышала истории, как в кассе были не в курсе и квитанцию не продавали, а проводники без билета тем не менее в поезд не пускали. Иду к вагону с чувством тревоги, и действительно проводница до Хельсинки предлагает велик везти бесплатно, прямо в купе.

Только вот девать его в этих немецких вагонах совершенно некуда. Абсолютно. Верхних полок нет вообще никаких. Под нижними полками места на полтора чемодана, коридор узкий, тамбура нет. Да, времена меняются… Скоро плацкартные вагоны станут историей, и о них мы будем вспоминать с ностальгией о юношеской романтике под песню Чижа «Снова поезд». Тут и Витя подъехал меня провожать как раз когда я решала проблему с пристраиванием вела. Едиственный способ — поставить рядом с нижней полкой и спать в обнимку. Хорошо, что попались нормальные попутчицы: две русские с финскими паспортами и финка. Все дружелюбные. Подумала, что неплохо бы тоже в нынешнее время иметь второй паспорт.

Витя провожает

В Хельсинки я бывала уже несколько раз и задерживаться здесь не хотелось. Поэтому сразу покупаю билет на автобус до Эуры, который отходит в 5 вчера. Небольшой поселок Эура я выбрала в качестве начальной точки, откуда я уже поеду на велосипеде. Можно было бы доехать и до Раумы, ближайшего к Эуре города, но между Эурой и Раумой находится одно очень интересное место, которое хотелось бы посетить.

У меня еще есть несколько часов до автобуса, которые трачу на то, чтобы доехать до большого магазина электроники Verkkokauppa. Это что-то вроде нашего М-Видео, только все гораздо дешевле, а выбор больше. Начинали они как маленькая контора по ремонту компьютеров, а выросли вот в большой ангар, в котором есть все. На входе встречает писающий инопланетянин — финское современное искусство.

Покупаю маленькую походную гитару Yamaha GL-1, тюнер к ней и нано-мышку для ноутбука. В Москве я бы за все это заплатила ровно в 2 раза больше. Гитара прекрасно ложится поверх ортлиба-саквояжика и даже почти не выпирает за габариты. Вот это я понимаю инструмент для велопутешествий! Счастью нет предела, но я пока не знаю как звучание. От магазина к автостанции Кампи ведет замечательна велодорожка на уровне ниже основных городских дорог. Раньше тут ходили поезда, а теперь вместо рельсов велодорожка и площадки для фитнеса с тренажерами.

Велик без проблем погрузили в багажное отделение автобуса, зря я волновалась, все еще с ужасом вспоминаю эвакуацию из Юрьева-Польского на древнем автобусе, когда водителя полчаса пришлось уговаривать взять нас с велосипедами. Все организовано тут на пять с плюсом. Пересадка в Хуйтинене, дальше этот автобус едет в Пори, а пассажиры до Раумы тут же пересаживаются в моментально подходящий другой. Водитель даже сам загружает велик и сумки. Так я, оказывается, отвыкла от цивилизации и хорошего сервиса. Погода за окном пасмурна, небо хмурится, настроения совсем нет. Чем дальше в безлюдную глушь я еду, тем больше затягивает ощущение пустоты и одиночества. Будто бы еду в пустыню или тундру и это меня совершенно не радует. Почему-то всю дорогу волновалась за место ночевки, автобус прибывает довольно поздно, а вдоль дорог сплошь глухие леса и заборы. Чувство тревоги не покидает. Это московский стресс потихоньку выходит.

В Эуре распогодилось. Городок стоит неподалеку от большого озера. Я наметила на карте съезд к нему и подумала, что на берегу и поставлю лагерь. Но на деле озеро оказалось слегка заболочено, палатку поставить совсем негде, летают полчища комаров. К тому же рядом оказалась какая-то промзона, завод по производству гравия или что-то вроде того. К счастью по дороге обратно заприметила парковку в лесу возле провинциального уличного театра. Парковка представляет собой выкошенную поляну — красота, вполне сойдет за беслатный кемпинг. Возле уличного театра еще и туалет деревенский, правда воды там нет.Сельский уличный самодеятельный театр. Было бы любопытно посмотреть, что за сценки из финской жизни тут ставят.

Моей ошибкой было то, что в Хельсинки не успела купить ни еды, ни воды. В Эуре все оказалось наглухо закрыто, да и супермаркет в такой глуши только один на автостанции. Из еды у меня только гречка и сладости, которые принес Витя перед отъездом. Нашла ручей, вода немного желтоватая от водорослей, но без запаха и вкус нормальный. Сварила на ней гречку и чай, надеюсь не умру.

2 августа 2015 г.

«Скучная глухая Финляндия», — думала я, пока ехала 20 км по однообразной трассе до Лаппи. Там наконец-то удалось разжиться едой в деревенском супермаркете. Вспомнила, что забыла купить сахар, уже когда прилично отъехала. Этот сахар будет стучать в мозгу до самой Раумы. Вокруг старые сараи и заброшенные автобусные остановки.

Коммуна Раума. До города Раума еще далеко.

Вот и показался поворот на первую достопримечательность — кладбище бронзового века Sammallahdenmäki, зенесенное в ЮНЕСКО. Финны до сих пор не разгадаля загадку, кто оставил это курганы-каирны в местном лесочке. Известно только, что камням больше 5000 лет.

От парковки каменистая тропинка приглашает в волшебный хвойный лес с зарослями мха и черники. Смотрю на карту — есть сквозной проход, с северной стороны заповедной территории еще одна парковка и оттуда дорога ведет в Рауму. Решила идти с великом насквозь через лес.

Тропинка то совсем сужалась, то расширялась на расчищенных от мха камнях. Временами пришлось потаскать вел по этим камушкам. Впрочем, лес очень красивый и отличается от окружающего леса за территорией заповедника. Как я понимаю, лес вокруг искусственный, а на археологической территории вырубка запрещена и растительность по-настоящему старая и естественная. Мой босс, также любитель посещать пункты ЮНЕСКО, назвал бы этот пункт «мутным». А мне нравятся такие загадочные древности не привлекательные внешне для массовых туристов.

Иногда на деревьях появляются таблички с названиями курганов и знаком достопримечательности. Если бы не знак, то с виду и не догадаешься, что перед тобой доисторическое захоронение.

За несколько тысяч лет природа почти полностью скрыла следы пребывания здесь человека. Археологи стали детально изучать это место всего 10-15 лет назад, проводить раскопки и находить артефакты, хотя известно о Sammalahdenmäki давно и упоминается оно в местных легендах и сказках. Сколько всего еще прячется под этим мхом.

Однин из двух крупнейших здесь курганов имеет вытянутую форму и называется «Long ruin of Huilu». А мне что-то захотелось здесь расчехлить свою гитару и попробовать ее в деле, до этого все никак не находилось времени места и сил на музицирование. Инструмент превзошел все ожидания!

Long ruin of Huilu

Второй крупнейший курган называется «Church floor». Если включить воображение, то он действительно похож на основание огромной церкви. О нем даже существует сказка в местном фольклоре. Будто бы это церковь, которую строили великаны. Люди и великаны поспорили о том, кто быстрее построит церковь и зазвонит в колокол в знак окончания строительства. Люди схитрили, поставили колокол на двух жердях и позвонили в него. Великаны обиделись и строительство своей церкви так и не завершили.

К вечеру я добралась до Раумы. Туда вела живописная проселочная дорога по холмикам. Несмотря на ожидания, здесь не совсем плоско. Так я доскакала по дороге вниз и вверх до самой Раумы — старинного финского городка, где сохранился деревянный центр города — Старая Раума. Конечно, все дома здесь восстановлены после большого пожара, отчего город кажется каким-то не живым, игрушечным. Как будто бы музей под открытым небом или Потемкинская деревня. Хотя и дома и улицы, все совершенно реальное и настоящее, даже люди в этих домах живут. Ощущается сильная туристичность места, хотя сегодня и воскресенье, но людей немного, и все музеи на удивлние закрыты. Музеев не так и много: ратуша и 3 традиционных дома. Зашла в старую церковь, внутри готические своды и любопытная распись на них, нигде еще такого не видела.

Церковь Святого Креста, 16 в.

Самая старая церковь не сохранилась, но ее руины тоже предятавляют собой достопримечательность.

Городская ратуша

По дороге в Рауму я думала остановиться здесь на ночлег, но погуляв по городу 3 часа не нашла, что еще тут можно посмотреть, а времени было еще около 6-ти вечера. «Успею доехать до Пюхьяранты», — подумала я, заприметив там кемпинг. Навигатор повел лесными глухими дорогами, но так же интересней. «Надо купить саха»р — вспомнила я, когда уже выезжала из Раумы. Попалась заправка, и там сахар был, но только в огромной килограммовой упаковке. Зачем мне столько сахара? Я за месяц столько не съем. Ну что же делать, купила. Он забавно гремел как погремушка на кочках.

На этих лесных дорогах меня застал дождь. Откуда тут дождь, ведь небо все время было ясным? Спряталась от дождя во внезапно возникшем посреди леса сгоревшем сарае. Так все это странно. Когда закончился дождь, и я поехала дальше, дорога впереди была сухая — значит дождя там не было. Получается он шел персонально надо мной?

Вскоре дорога превратилась в хорошую грунтовку, она и вывела меня в Пюхьяранту. Единственная достопримечательность здесь — старая деревянная мельница. Честно говоря, я и не надеялась увидеть в такой глуши кемпинг. Думала, что это какая-то ошибка на карте. Так бывает. Но кемпинг действительно был, и был он совсем неплох. Настроения совершенно нет, эти первые 75 км с тасканием вела по доисторическим кладбищам дались мне тяжело. Очень холодно, есть совсем не хочется. Завариваю чай, после него начиаю потихоньку что-то готовить и есть. Опять сегодня я встала поздно, надо раньше просыпаться и раньше вставать на ночевку.

3 августа 2015 г.

И снова долгие километры финских сосновых лесов. Говорят, что пейзажи тут похожи на Карелию. Я там не была и не могу сравнить. Здесть сильно ощущается, что финская земля настолько мало заселена, что среди лесов встречаются только редкие деревеньки, похожие друг на друга как две капли воды. В центре каждой деревни кирха, на нее с дороги всегда одинаковый указатель. Дорожные знаки с лосями, как в Норвегии, только желтые.

Более крупная деревня Уусикаупунки неожиданно оказалась более интересной, чем все остальные. На въезде меня остановил дед на шоссере и стал говорить на смеси финского и шведского. Это был первый финн, проявивший ко мне какой-либо интерес. Люди тут сдержаны, редко улыбаются, лишь иногда здороваются что-то вроде «г-мой». Прямо как в Голландии — «моэн».
— Свенск, норск?
— Рюск!
— А сколько же ты везшь кило груза, рюск? — спрашивает дед на финском, но я его почему-то понимаю.
— 25 кило примерно.

Велодорожка в Уусикаупунки.

Ууси более приятная, чем Раума. И вот почему. Это обычный живой поселок, совсем нетуристический, но здесь тоже достаточно старых деревянных домов, сохранившихся без всяких прикрас и используемых по назначению до сих пор. На холме расположились четыре деревянные мельницы, которым больше 100 лет. Все мельницы разные. Есть квадратные и круглые.

Подъем на мельничную гору украшен жерновами

Вид с мельничной горы. Похоже на русский север.

Старая пожарная часть

На рыночной площади тусуются местные алкаши. Они скромны и почти незаметны, но постоянно мелькают то тут, то там. Финская провинция имеет те же проблемы, что и русская — спиваются.

Сегодня я решила встать на ночевку пораньше, и доехав до Кустави — ворота к Аландским островам, откуда отправляется паром, — расположилась в кемпинге за 15 евро. Паром в Ava будет и сегодня, но только в 8 вечера. Поэтом лучше всего отправиться туда завтра с утречка.

Первые три дня в Финляндии пролетели очень быстро, я и не заметила как: леса, леса, кемпинги, дороги. Я даже не успела прочувствовать, что я в путешествии, не успела толком проникнуться духом Финляндии, и вот уже покидаю ее. Аландские острова хоть фактически и принадлежат Финляндии, но по культуре отличаются от нее. Уже в Кустави можно услышать много шведской речи, а указатели появляются все больше исключительно на шведском.

Продолжение >

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s