17 августа 2012
Из тихого и скромного Ставорена ходит пассажирский паром в Энкхуйзен. Пассажирский — это значит и велосипедный. Я уже запуталась, какой по счету это паром. Но пока он был самым интересным и плыл очень так живописно. Энкхуйзен — это уже самая настоящая провинция Голландия, так что теперь я имею полное право говорить, что я в Голландии. Отчего же меня понесло в Энкхуйзен? Еще когда я готовилась к путешествию, то прочитала про музей «истории залива». Мне казалось, что там опять будут рассказывать про полдеры, осушение и так далее. А на деле все оказалось куда интереснее.
На пароме встретилось очень много велотуристов. Все они были голландцами. Ну по крайней мере большинство. Ну по крайней мере те, с которыми мне удалось перекинуться парой слов. В Голландии никто не удивляется путешествиям на велосипеде. Этим регулярно занимается чуть ли не каждый житель этой маленькой страны. Сухонькие пенсионеры с нагруженными велосумками парочками и в одиночку, взрослые и дети — целые велосемьи. Все они в разной степени продвинуты в плане велотуризма, но это не имеет значения. В большинстве случаев они, конечно, путешествуют недалеко в пределах своей страны.
С одним пожилым велоголландцем мы разговорились, раскинули карты и стали делиться друг с другом своими планами. Голландец говорит, что он обычно не ездит далеко и не любит встречный ветер. А кто ж его любит. Я говорю, что сегодня еду по побережью в Амстердам и хотела бы успеть туда, сюда и еще вот на остров. О, говорит, у тебя будет активный день. Пока мы болтали, паром подплыл к Эндхуйзену.
И музей, в который я собираюсь, с парома уже видно. Паром прямо у музея и останавливается, но ссаживает только пеших. Велосипедисты выходят на следующей остановке и едут до музея сами.
Так вот это этнографический музей. Подобные штуки есть в любой стране. Скансен в Швеции, Пирогово на Украине, Хохловка в Пермском крае. Сюда свезли старые дома из разных рыбацких деревень Голландии. Получилась одна большая рыбацкая деревня, но очень колоритная, тут ведь каждая деревня — своя культура, свои традиции. Но что-то их все равно объединяет.
Вот например интерьер типичной избы острова Маркен. Преобладающие цвета — голубой и желтый.
Не перестаю удивляться, что здесь на каждом доме информация, кто там жил и чем занимался, как шел бизнес, сколько у хозяина было детей и как их звали — в деталях и подробностях. Какой-нибудь обычный рыбак или кузнец — а какое уважение к личности. У нас написали бы просто: «Изба, начало 18 века».
Тут есть своя аптека, магазин, почта и пожарная часть. Один из домов внутри расписан до потолка в делфтском стиле.
Голландские дети в голландской школе 30-х годов.
Мастер-класс по производству корабликов из кломпов. Сейчас-то уже куча всего китайского на радиоуправлении и с мигалками, и плавающее, и летающее. А раньше дети были более изобретательными.
Ну и рыба, конечно. По всей деревни стоит запах копченой рыбы. И наконец я нашла эпицентр этого запаха.
Копченая селедка! Свежевыловленная.
По Энкхуйзену можно бродить часами, изучать эти интерьеры. Больше, конечно, для детей. И для таких русских туристов, как я. Иностранцев там довольно мало. Это место для семейного отдыха самих голландцев, довольно приятное и интересное. Перекусив жареным тостом с сыром, который можно заказать абсолютно в любом голландском кафе, и немного побродив по самому городу, я отправилась в Хорн. От Энкхуйзена до Хорна практически сплошная урбанистическая заселенная территория, старые дома.
Сегодня я решила рассказать про систему веломаршрутов в Нидерландах и про то, как по ней вообще едется. Все Нидерланды покрыты сеткой веломаршрутов. Велодорожек гораздо больше, чем маркированных веломаршрутов, но речь сейчас именно о маршрутах. На пересечениях сетки — номера, и ты едешь от одного номера к другому. Расстояние между номерами маленькое — от 1 до 5 километров, то есть сетка очень плотная. Сеть эта создана больше для местных велотуристов, которые катаются по какой-то маленькой территории — например вокруг какого-то города, а не так, как я, намерены проехать всю страну. Тогда они едут последовательно по цифрам — 80 — 81 — 82 — 83… и возвращаются туда, откуда начали. А если едешь, как я, то цифры попадаются в разброс. Иногда перекрестки с цифрами снабжены картой, иногда карты нет, а есть просто указатели на следующую цифру. Так вот что я поняла: это гениальная система. Она построена на принципе достижения всех побед: маленькими шагами к большой цели. Так легко проезжаются большие расстояния. (Вторая причина больших расстояний — отсутствие рельефа). Поскольку от одной цифры до другой очень маленькое расстояние, то ты думаешь: «Вот до номера 11 всего 4 км — фигня». Потом проездаешь № 11 и до следующего вообще 3 км — «О! Так это еще быстрее». И так за день можно легко перевалить за сотню, того не замечая. Ты просто не думаешь «Ох, сотня!» Ты думаешь: «Так, 4 км, о, 5 км»…
А центре Хорна я обнаружила неимоверную кучу туристов и какой-то лунапарк. Очень часто в небольших городах в центре города устраивают парки развлечений с каруселями, мороженым, сладкой ватой и конфетами. И почему-то под диско. Это уже в третий раз такое и только в Нидерландах.
Быстренько осматриваю Хорн. Вроде бы ничего выдающегося, все та же архитектура, что и в Энкхуйзене и между Энкхуйзеном и Хорном. Ну раз ничего выдающегося — то пора ехать дальше по берегу моря до городка, который мне посоветовал Вим — Волендам («классные деревянные дома»). Ветер сегодня дует с юга на север, то есть встречный. Но я прорываюсь к Волендаму, закупив огромную коробку свежей клубники по дороге. А в Волендаме обнаруживаю толпы японских туристов в традиционных голландских костюмах, снимающих все это дело на айфоны.
Оказывается, на каждом углу тут предлагают «фото в костюме», и целыми автобусами привозят туристов из Амстердама. Значит пора валить. Очень туристическое место. По-плохому туристическое.
Вим еще посоветовал остров Маркен, где якобы сохранилась своя культура и обычаи, где местные жители по выходным ходят в национальной одежде (то, что утратил Схокланд). Но на последний паром из Волендама я уже опоздала, делать круголя по дамбе не хотелось. Ну и японские туристы меня смутили. Ладно, останется Маркен галочкой в голове, будет, зачем вернуться в Голландию. А следующее место сегодня — Монникендам.
Ничем особо не примечательная рыбацкая деревня, а когда-то была приличным портовым городом.
Только Питер Флорис чем-то очень сильно смахивает на нашего Петра I.
В лучах закатного солнца я уже спешу в Амстердам вдоль канала. Весь канал застроен типичными для Голландии домами на воде. Broek in Waterland.
Ура! Въехать в Амстердам — это как пересечь еще одну невидимую черту на пути к победе.
Северную и Южную часть Амстердама соединяет пассажирский паром. Я влетаю на паром с включенной видеокамерой, держа ее в одной руке. На радостях забываю нажать на тормоза и въезжаю прямо в кабину парома, чуть не перелетев через руль, под радостный смех пассажиров. Первое впечатление от Амстердама офигенное! Это просто город моей мечты!
Пройдено за день 82,7 км
Энкхуйзен — почувствуй себя голландцем!: Один комментарий