http://embedpleer.net/small/track?id=B48sfsBiqygwdBfna&t=grey
31 августа и 1 сентября 2010 г.
Ранним утром Джон отвез меня на ж/д вокзал в Мазевел (Motherwell). Я решила немного сэкономить и купила билет на офф-пик поезд не до самого Ливерпуля, а до узловой станции Престон. И не от Глазго, а от Мазевела. В Ливерпуль все равно можно доехать только с пересадкой в Манчестере или Престоне. А мне это не нужно — у меня свой демократичный транспорт, который перевозится в последнем вагоне пристегнутым в специальном отделении для велосипедов. В это отделение влезает всего 4 байка, поэтому билет на велосипед рекомендуют бронировать заранее. Билет бесплатный и состоит из двух карточек: одна привязывается к байку, вторая остается у тебя. Кроме как в это отделение велик просто приткнуть некуда: тамбуры узкие, там и два человека еле расходятся. Небайкерские тут поезда, помнится, в нашей-то электричке по 40 байков везли в одном вагоне. С другой стороны, потребности в таком количестве веломест тут нет. Никто не катается толпами. Индивидуалисты.
С погодой опять везет: на небе ни облачка. Только вот еду я в никуда. Точного адреса хоста в Ливерпуле у меня нет, жду смску с адресом и переживаю, что обо мне уже забыли.
Фотосессия байка у Albert Dock, Liverpool
Престон — довольно непримечательный промышленный город, смотреть в общем-то нечего. Долго задерживаться тут не стала, отправилась в путь, надеясь быть в мекке рок-н-ролла уже к 3-м. До Ливерпуля 30 миль, примерно 50 км.
Дорога лежит через фермерские хозяйства Ланкастершира. По краям поля, засеянные кукурузой и прочими злаками. Тракторы так и снуют, норовят прижать к обочине. Велодорожки вне городов существуют либо в виде выделенной полосы на основной дороге, либо вообще не обозначены и предполагается делить проезжую часть с основным потоком. В местах сильного траффика байкеров знаком уводят на пешеходную зону или отдельную дорожку. Вообще-то пешеходы и байкеры тут не особо строго следуют правилам. Переходить на красный свет в порядке вещей, парковаться на велодорожке — тоже, ехать на велике в потоке машин, если рядом велодорога — в некоторых местах нормально. В сельской местности за дорожками вообще никто не следит: асфальт разбит, зарос травой и кустами — ехать по ним невозможно. На одной из трясучих дорог отвалилось переднее крыло. Поеду без крыла.
Заехала в Tesco, закупила продуктов, и тут же свернула на футбольное поле. Привал.
Ланкастерские булочки с изюмом (доп: на сленге их зовут cakes with dead flies — булочки с дохлыми мухами).
Тут мне и пришла смска от хоста с адресом. Вот здорово! Теперь знаю куда ехать.
Сьюзан и Крис живут в огромном доме на окраине Ливерпуля, примерно в 5 милях от центра. Только я подъехала к указанному месту и увидела сиреневый дом, во все окна которого выглядывали игрушечные подсолнухи, как Сьюзан заметила меня на другой стороне улице, подозвала рукой и сказала: «Ты мой каучсерфер!»
Юность Сьюзан пришлась на 60-е, родилась она в соседнем доме и всю жизнь прожила в этом районе. Она еще помнит все эти хипповые безумства, которые происходили 50 лет назад. Дом Сьюзан и Криса очень старый, 150 лет — и это заметно. Тут постоянно какие-то гости, везде висят сумасшедшие картины в стиле совриска, африканские маски и мексиканские шляпы.
— Да Ливерпуль всегда был безумным городом. По крайней мере каким я его помню. Он притягивает креативных, творческих людей, всяких хиппи с широким взглядом на мир. Тут очень много галерей современного искусства, клубов. Тусовки не прекращаются ни на минуту.
— А много у вас бывает каучсерферов?
— Ой много, почти каждый день. Тут же очень популярное место, все едут тусоваться и смотреть места Битлз. Основная отрасль сейчас — туризм. А ведь мало кто знает, что здесь «Титаник» был прописан и судозаводов было много. А сейчас — безработица. В Ливерпуле один из самых высоких уровней безработицы по стране. Зато все дешево: еда, жилье. Вчера, кстати, фестиваль Битлз закончился, но в городе все еще очень много туристов осталось. Просто толпы! Так что ты там осторожнее с байком.
Один из каучсерферов — девушка из Австрии — так и осталась тут на неопределенный срок. Живет в комнате на чердаке («Дерьмовая комната: зимой — холодно, летом — жарко»), подрабатывает уборкой дома у хостов, учит инглиш, а ночами ходит на тусовки. Австрийка оказалась в курсе всего интересного, что происходит в городе. И пока мы с ней болтали, перевалило за 4 и растворились все шансы попасть в какой-нибудь музей. Когда я спросила, насколько здесь безопасно, она сказала, что как-то раз ее друга ограбили на парковке, когда было поздно и темно.
Тем не менее, я решила съездить в центр на разведку.
Дороги загружены, ехать в таком траффике одно мучение. И действительно в центре — стада туристов. На дороге — машины, на тротуаре — люди! Велодорожек нет, нарисован огромный велосипед на полосе для автобусов. В самом центре я уже просто вела байк рядом.
Район Albert Dock. Когда-то тут ходили поезда.
Что бы вы думали? Указатель веломаршрутов.
Архитектурные отголоски судостроительного прошлого.
Много старых домов в центре сносят.
Я долго думала, что за фигуры такие. Оказалось, что это superlambanana — помесь овцы и банана. Для тех, кто по-английски не читает, скажу, что ряд таких скульптур, разукрашенных в разном стиле разными художниками, выставлялся на улицах города еще в 2008 году, когда Ливерпуль был признан культурной столицей Европы. Проект носил название Go Superlambananas! и явился арт-ответом на уже существующую с 1998 года большую желтую бананоовцу.
West Tower (самый высокий небоскреб) и редакция двух популярных газет.
Видимо, склады транспортной компании TDG.
Кстати, ничего не напоминает?
Безумие тут кажется естественной частью городского ландшафта и не вызывает никакого отторжения или диссонанса. Жаль, что вряд ли попаду в какую-нибудь галерею совриска, потому что завтра собираюсь по более важным для меня битловским местам. Нельзя объять необъятное. За 60 лет Ливерпуль превратился из города-порта в культурную столицу. Сложно сказать, когда действительно зародились эти процессы, но кажется, что инициатива шла от рабочего класса. И появление Битлов тому подтверждение. Власть не строила генеральных планов, не насаждала искусство сверху, просто несколько парней с гитарами играли в клубах и заражали всех своей харизмой, мечтами об идеальной любви и верой в лучшую жизнь. Прошло 60 или больше лет, но окраины здесь все так же провинциальны. Здесь тыкают пальцем в человека в шлеме и велошортах, разговаривают на местном сленге разной степени ядрености и знают всех своих соседей в широком радиусе.
Комната для каучсерферов.
Хозяйский щенок Скрэппи.
Пройдено за день: 61 км
***
Утром Сьюзан предложила кофе с тостами и сказала, что я сама могу пожарить яйца. Они держат кур на заднем дворе, поэтому яиц навалом.
По дороге в центр меня прижал к обочине заворачивающий на остановку автобус. Я не успела выстегнуть правую ногу, улетела под автобус и разодрала коленку камешком, который довольно глубоко вошел под кожу. Но жить можно. Водитель никак не среагировал и поехал дальше. Вот так и катайся по велодорожкам, совмещенным с полосой для общественного транспорта.
Я снова отправилась в Albert Dock, чтобы посетить ряд расположенных в бывших судоремонтных цехах бесплатных музеев.
Выставка, посвященная участию Ливерпуля во Второй мировой войне.
Морской музей.
Музей рабства. Здесь представлена история работорговли в Британии вплоть до наших дней. Британцы не скрывают, что траффик рабов существует и по сей день. Рабы, конечно, в основном африканцы.
Ливерпуль, как порт, был центром оседания рабов. За годы сложились целые кварталы и династии людей африканского происхождения, «из рабов». Выставлены стенды с основными вехами истории рабства и душещепательными историями о черных, предок которых был завезен рабом, затем освобожден, а сами они ассимилировались и стали крутыми врачами, учеными или какими-нибудь послами.
Интересно, что термин черный (black) подразумевает под собой также латиносов, азиатов, арабов — то есть вообще всех небелых. Значит черный квартал — это просто в противопоставление «белому», не важно какая диаспора там живет. А не как я раньше думала: черный квартал — значит живут негры.
Следующий отдельный пост будет о Битлах.
По дороге на Ливерпуль: Один комментарий