30 августа 2010 г.
Мой последний день в Шотландии мы решили посвятить выпивке и морю. Поэтому первым делом отправились на винокурню Ашентошен. Винокурен много, и в интернете можно найти описание процесса изготовления виски. Я не буду сильно углубляться в подробности, а лишь немного расскажу об особенностях Ашентошена. Понравилось мне то, что тут можно все фотографировать в рамках стандартного тура. Многие винокурни запрещают фотосъемку.
Ашентошен существует с 1823 года и располагается на севере Глазго.
Здесь производят односолодовый (single malt) виски — дорогой и благородный сорт, изготавливаемый строго одной винокурней, в отличие от купажированного (blended), представляющего собой смесь всего подряд разного качества и разных винокурен, оттого и более дешевого.
Стандартные ингредиенты: солод, дрожжи да вода.
Большой самогонный аппарат.
На самом деле машина для изготовления солода. Самогонный аппарат будет дальше.
Тут «пиво» выдерживают до 3-х дней до образования спирта, а потом отправляют повышать градус.
Это пиво называют wash, содержит 8% алкоголя.
А вот и самогонный аппарат. Вернее целых три. Стандартная вискокурня дистиллирует брагу два раза, уникальная особенность технологии Ашентошена — трехступенчатая дистилляция.
После первой возгонки выделяют метанол, после 2-й получают спирт 18%, после 3-й — 54%.
Сейчас этот процесс автоматизирован и управляется компьютерной программой. Людей в помещениях нет вообще, только туристы с экскурсоводом изредка шуршат и нарушают тишину процесса рождения виски.
Далее в полученный продукт уже добавляют разные ингредиенты (в основном цитрусовые и специи) и выдерживают в двух типах бочек: испанская дубовая (большого размера) или шотландская (маленькая) из вишневого дерева, которую называют «кабанья голова» (hog’s head). Соответственно, виски приобретает привкус дуба или вишневого дерева.
Бутылирование осуществляется уже другой компанией, потому что не хочется платить акциз на готовый продукт.
Ну и в завершении экскурсии все идут в зал для дегустации, где предлагается отведать бокальчик классического Ашентошена. Беседуют, спрашивают мнение. Честно признаться, я не большой любитель виски.
Бутылочка виски из самой старой на сей день единственной бочки: 53 года выдержки. Такая бутылка стоит около 3000 фунтов. Цена обусловлена не только и не столько благородностью вкуса (20-ти летний виски может показаться ценителям вкуснее), сколько потерями продукта: больше половины бочки испарилось.
Классическая бутылка 5-10 лет выдержки стоит 20-50 фунтов.
У выхода предлагалось заполнить фидбэк. Джон написал от моего имени: «Tried whisky for the first time, more used to drink vodka. Tatyana, Russia (Попробовала виски впервые, больше привыкла пить водку)».
— А на парковке надо ставить полицейского, чтобы он выписывал штрафы всем выходящим экскурсантам
Под веселый настрой и хорошую погоду прокатились до Порта Глазго.
Вода холодная и грязная, заросшая водорослями. На берег прибоем выносит мусор. Какой-то велосипедист, видимо, пытался уехать в Ирландию.
Два китайца трудятся на пирсе: ловят крабов стыренными из супермаркета корзинками и еще какими-то самодельными девайсами. Потом эти крабы поступают в китайские рестораны в Глазго.
Девайс для ловли зацепился за опору пирса, и китаец полез в воду его спасать.
Восстанавливают замок в Порт Глазго.
Скамейки и столики для пикника на берегу поломаны и прожжены. Костры на них что ли разводили.
В завершении вечера прокатились вдоль побережья по A78.
В Эйршире (Ayrshire) совершенно потрясающая атмосфера. Здесь уже какая-то другая Шотландия: беспечная и воздушная, как и подобает морскому побережью. Тут нет гор (lowlands), холмы вдали изящные и плавные, пространства огромные и открытые.
Здесь гуляют ветра, и деревья стоят изогнутые с редкими кронами.
Ну а закат застал нас в Труне (Troon).
Отсюда паромы уходят в далекую Северную Ирландию. Туда я тоже как-нибудь уеду кататься на велосипеде.
Вечер этого прекрасного предпоследнего дня лета закончился очень удивительно и неожиданно. Джон собственноручно приготовил хаггис по классическому рецепту: с репой и картофельным пюре.
У нас с Джоном есть еще один общий интерес: аккордеоны. У меня так и не сложилось научиться на нем играть, сейчас я просто в каком-то смысле фанат аккордеона. А вот Джон играет на нем вполне прилично и в прошлом даже выступал на всяких кейли. Жаль, на кейли сходить не удалось, как-нибудь в другой раз. Но «Калинка» в исполнении Джона, а также шотландские джиги, рилы и вальсы просто свели меня с ума.
Вот, кстати, классический пример шотландского акцента, ну и неклассический пример шотландского аккордеона заодно:
С хорошими людьми никогда не хочется расставаться. Но завтра рано утром я отправляюсь в Престон, а оттуда в Ливерпуль!
О реальных производствах и экономике труда. Часть 2: виски и море: Один комментарий